Урок с риском для жизни
За несколько дней до обсуждения в парламенте ситуации с аварийными и недостроенными школами на одном из интернет-порталов появилось видео из поселка Агарт Жаны-Ноокатского сельского округа Ошской области КР, на котором сельчанин демонстрировал местную школу, где обучаются дети чабанов.
Дом, больше напоминающий древнее глинобитное сооружение, с маленькими окошками без рам, затянутыми пленкой, земляной пол... На потрескавшейся стене висит доска, стоят несколько парт... Словом, один в один школа из кинофильма Андрея Кончаловского "Первый учитель". Кадры не оставили равнодушными ни простых граждан, ни чиновников.
Министерство образования и науки КР поспешило опровергнуть информацию о том, что это действующая школа. В ведомстве заявили, что учебное заведение было закрыто в прошлом году. Но как дети учились до этого в таких условиях, в минобразования не объяснили. А по словам заместителя главы местной администрации Махамадали Хайдаралиева, учились здесь дети чабанов из двух районов - Араванского и Ноокатского. После окончания четвертого класса их переводили в школу-интернат имени Токтогула в соседнем селе.
"Единственный ребенок, который должен был пойти в первый класс в Агарте, направлен в близлежащее образовательное учреждение. Трудоустройством педагога в настоящее время занимается Ноокатский районный отдел образования. Данная школа была малокомплектная. В предыдущие годы в ней обучались от 10 до 12 детей с первого по четвертый класс", - говорится в официальном сообщении министерства.
В администрации полномочного представителя правительства КР в Ошской области сообщили, что решение открыть школу для детей животноводов было принято в 2008 году по просьбе сельчан. Обучение велось до 2017 года. В полпредстве подтвердили, что на сегодняшний день учебный процесс в селе Агарт приостановлен.
Тем не менее, несмотря на утверждение минобразования, что непригодную к занятиям школу закрыли еще в прошлом году, после опубликованного скандального видео несколько чиновников получили строгие выговоры за недостоверные сведения о количестве учащихся.
Недостроили, недоремонтировали, недоглядели
Парламентарии тоже вспомнили об этом случае - и во время поездки по регионам пообещали заехать в Агарт, дабы убедиться, что школа действительно закрыта, а также узнать, как вообще столько лет дети могли заниматься в такой развалюхе.
Однако, как оказалось, Агарт не единственное село с подобной проблемой. К примеру, представитель коалиции большинства в парламенте Эльвира Сурабалдиева обратила внимание на плохое состояние зданий школ в селах Петровка и Беловодское Московского района Чуйской области. Как объяснила народная избранница, в министерстве образования и науки было обещано решить этот вопрос, однако до сегодняшнего дня ничего не сделано.
В школе села Кара-Арча Манасского района Таласской области, построенной в 1929 году, дымят печки (другого отопления здесь не предусмотрено), а из-за недостатка кабинетов педагоги проводят занятия прямо в учительской.
Депутат Жыргалбек Турускулов сообщил, что в селе Чон-Добо Жумгальского района Нарынской области дети учатся в палатках, а в селе Кызыл-Озгоруш Токтогульского района Джалал-Абадской области 50 учеников перебрались в юрты, поскольку на стенах здания школы появились глубокие трещины.
Его коллега по палате Торобай Зулпукаров поднял проблему внутренней миграции. По его словам, население республики постепенно перемещается в столицу и Чуйскую область, а в этих регионах количество ученических мест ограничено. Новые школы возводят в единичных случаях, а в имеющихся классы переполнены, обучение идет в три смены. В то же время в Ошской области есть начальная школа, в которой один учитель обучает одного ученика. Его коллега законодатель Кенжебек Бокоев сообщил о двух школах в Кара-Буринском районе Таласской области, которые вот уже несколько лет не могут достроить.
"Красный список"
Сколько всего в республике насчитывается аварийных школ и по каким параметрам здание учебного заведения признается таковым, толком не знают ни в одном ведомстве. В Госстрое КР, к примеру, утверждают, что в экстренном ремонте нуждается около 150 учебных зданий. По информации минобразования, из 2 260 школ, функционирующих в республике, под категорию "аварийные" подпадают 188, из них 93 требуют в перспективе нового строительства, 83 нуждаются в капитальном ремонте и 12 внесены в так называемый "красный список". В них запрещено вести учебный процесс.
- В республике нет единых критериев оценки аварийности учебных заведений, - пояснила депутат парламента Наталья Никитенко. - Впрочем, как и отсутствует хоть какое-то системное планирование со стороны государства по строительству школ и детских садов. Это большая проблема, которая не решается годами. Помнится, обещали, что на средства, полученные от одной из золотодобывающей компаний, в Таласской области будет построено 100 школ, но не возвели и десятка. Возникает вопрос: насколько грамотно и правильно происходит планирование с учетом внутренней миграции. В Бишкек приезжает большое число наших же граждан, тут велика потребность в школах и детсадах, но в местном бюджете не закладываются средства на возведение таких объектов. Да что говорить, если в центре столицы за последние 30 лет не появилось ни одной новой школы. Мэрия утверждает, что нет свободных земель, но ведь нашлись же участки под застройку элитными многоэтажками.
Общественное объединение "Булан институт" обратилось с открытым письмом к президенту КР Сооронбаю Жээнбекову. Активисты попросили главу государства как можно скорее вмешаться в ситуацию со строительством школ в стране. По данным организации, больше половины школ в Киргизии было построено до 1980 года.
"Аварийных школ на самом деле гораздо больше, чем в официальных отчетах. Более половины всех учебных заведений нуждаются в капитальном ремонте. Государство в срочном порядке должно изыскать дополнительные финансовые средства, в том числе рассмотреть возможность использования специальных банковских счетов, где содержатся средства, возвращенные в ходе борьбы с коррупцией. Кроме того, государство должно предлагать партнерство состоятельным гражданам и коммерческим структурам, привлекая их к строительству школ и предоставляя им налоговые льготы", - говорится в обращении.
В "Булан институте" полагают, что необходимо проверить распределение средств, выделяемых на ремонт и строительство учебных заведений, а в случае выявления коррупционных схем - передать материалы в прокуратуру. В этом вопросе их поддерживают депутаты парламента.
Стоит добавить, что, кроме министра образования и науки, на правительственный час в парламент приглашены министр финансов, главы МЧС, Госстроя и руководители подрядных организаций, которые выиграли тендеры на возведение социальных объектов и не выполнили свои обязательства.