Речь идет о двух "портфелях": проекты министерств, госкомпаний и госкорпораций, а также проекты бизнеса, укладывающиеся в приоритеты государства и претендующие на поддержку.
Шохин является сопредседателем (вместе с первым вице-премьером - министром финансов Антоном Силуановым) рабочей группы по отбору проектов в рамках инициативы помощника президента Андрея Белоусова, которая трансформировалась от идеи "изъятия" у ненефтегазовых экспортеров 500 миллиардов рублей доходов от девальвации рубля к новому механизму согласования участия крупных компаний в финансировании приоритетных для государства строек.
Первые семь проектов представлены бизнесу минпромторгом, готовятся минтранс, минсельхоз, минэнерго, минздрав и, как ни странно, минобороны.
Как рассказал журналистам глава минтранса Евгений Дитрих, road show в РСПП пройдут автомобильная скоростная трасса и высокоскоростная железнодорожная магистраль Москва - Казань, проекты "расшивки" узких мест на БАМе и Транссибе, увеличение мощностей морских портов для перевалки грузов, возведение терминалов региональных аэродромов.
"Мы не торопимся, проекты должны быть более или менее готовы и соответствовать базовым инвестиционным стандартам", - отметил Шохин. Роль первоначального фильтра выполнили ВЭБ и Российский фонд прямых инвестиций. В ноябре-декабре, рассчитывает Шохин, будет только сформирован перечень проектов для дальнейшей проработки, они будут перечислены в приложении к рамочному меморандуму о взаимопонимании правительства и РСПП по новому механизму. По каждому из них предстоит не только провести детальную оценку, выделить наиболее интересные бизнесу и быстро реализуемые сегменты, но и определить финансовые инструменты, например выпуск облигаций или прямое вхождение в капитал. Учитывая все это, господдержку конкретных проектов с участием компаний из "списка Белоусова" вряд ли получится заложить в закон о бюджете на следующий год.
Впрочем, Шохин допускает, что для многих проектов потребуется не финансовая поддержка, а либо снятие каких-то ограничений, либо гарантия стабильности базовых фискальных и регуляторных условий - "дедушкина оговорка". Она предусмотрена законопроектом "О защите и поощрении капитальных вложений в РФ", который был разработан минфином (вместо отвергнутой минэкономразвития концепции "специнвестконтракта 2.0"), но бизнес не устраивает планируемый срок "оговорки" (текущий политический цикл - до 2024 года). Для инфраструктурных проектов с долгими сроками окупаемости нужна стабильность условий как минимум на 15 лет, считает Шохин.