В этом году фестиваль Дианы Вишневой вышел предельно лаконичным - всего три программы. Дважды в Москве и один раз в Петербурге, где по традиции проходит часть фестиваля, выступают канадцы. В Гоголь-центре и на Новой сцене Александринского театра покажут работы молодых хореографов, созданные специально для фестиваля. Закроется Context недавней премьерой спектакля "Венесуэла" великого Охада Нахарина в исполнении его компании "Батшева", нынешний визит которой достался только Москве.
Сама Диана Вишнева, хотя уже вернулась на сцену после рождения ребенка, на этот раз не танцует. Утешение - обширная образовательная программа для профессионалов и любителей, а также встречи с Охадом Нахарином и главой канадской труппы Карен Кейн.
Национальный балет Канады до Context. Diana Vishneva привозить к нам не рисковали. В советские времена там танцевало несколько лауреатов и любимцев публики Московского международного балетного конкурса, сейчас его примы-балерины - Светлана Лунькина и Юргита Дронина, а компания участвует в копродукции с Большим театром. По западным меркам, труппа респектабельная и с хорошими традициями: возникла в 1951 году, всегда отдавала дань уважения классике, приглашала на постановки ведущих хореографов мира, сотрудничала с Рудольфом Нуреевым, одним из ее руководителей был Эрик Брун.
На фестиваль Национальный балет Канады попал благодаря тому, что в его репертуаре есть постановки Джастина Пека и Кристал Пайт, стремительно утвердившихся на ролях ведущих хореографов в последние годы, но в России практически не известных. Для полноты программу разнообразили постановкой Гийома Коте, местного премьера, за переквалификацией которого в хореографы по какому-то недоразумению России удается пристально следить. "Бытие и ничто" на музыку Филипа Гласса, если верить названию, отсылает к Сартру, но на сцене до экзистенциальных высот не поднимается. Воспоминания о киселеобразном опусе смывает стремительное воздушное Paz de la Jolla на музыку Богуслава Мартину. Джастин Пек, которому сейчас всего 31 год, поставил его в 2013 году для New York City Ballet. Вслед за основателями труппы, в которой вырос, Пек представляет танец как одну из высших музыкальных форм. Его хореография - это звуковая архитектура, линии, выстраивающиеся и меняющиеся, как в калейдоскопе, а танцовщики - живые ноты, воплощающие каждый изгиб музыкальных модуляций.
"Возникновение" (Emergence), созданное Кристал Пайт на электронную музыку Оуэна Белтона в 2009 году специально для Национального балета Канады, основано на научной работе Стивена Джонсона, исследовавшего жизнь муравьев. Хореограф завораживает жизнью улья, в котором 35 танцовщиков существуют как единое целое, разделяясь только на женскую и мужскую группы и дробясь на маленькие ансамбли. В отличие от Пека, у которого каждый исполнитель становится - пусть на несколько секунд - звездой, постановки Пайт требуют идеального ансамблевого единства. И в этом искусстве Национальному балету Канады мало равных.