Около десяти лет назад необходимость и возможность прокладки рельсов до Магадана казалась настолько очевидной, что проект включили в федеральную стратегию развития транспорта, рассчитанную до 2030 года. В то время железную дорогу уже подводили к Якутску - точнее, к расположенному на противоположном берегу реки Лена поселку Нижний Бестях. Эту станцию рассматривали как промежуточную на пути к столице Колымского края. Казалось, уже ничто не сможет помешать тому, что одноколейная пуповина свяжет весь северо-восток России (по одному из вариантов предусматривалось ответвление от магистрали на Чукотку) с системой путей сообщения страны.
В 2011-м Геннадий Алексеев, в то время первый вице-премьер правительства Якутии, заявил:
- В декабре 2012 года, согласно госконтракту, будет полностью завершено строительство железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск до станции Нижний Бестях. И необходимо сразу же начинать строить железную дорогу от станции Нижний Бестях на Магадан.
Чиновник обосновал это необходимостью сохранить коллектив железнодорожных строителей, который был собран со всей России. Если допустить хотя бы небольшой перерыв, получившие опыт работы в условиях Севера предприятия найдут себе другие дела, и попробуй потом собери их снова.
Надо было только завершить строительство линии до Нижнего Бестяха. На объекте стоимостью около 50 миллиардов рублей оставалось освоить менее двух миллиардов. Однако на завершающей стадии начались трения между заказчиком и генподрядчиком, компанией "Трансстрой". Стройка встала. И простояла почти шесть лет!
После длительной судебной тяжбы генподрядчика заменили на АК "Железные дороги Якутии". До конца нынешнего года линию обещают официально сдать в эксплуатацию, а во втором полугодии 2019-го по ней, наконец, наладят перевозки пассажиров.
- Физически железная дорога готова будет принимать пассажирские поезда уже в конце декабря этого года. Но после подписания всех необходимых актов нужно время для присвоения кода станции Нижний Бестях и решения многих других важных задач. Заблаговременно, пока дорога считается объектом незавершенного строительства, это сделать нельзя. Хотя, конечно, мы ведем определенную подготовительную работу - от составления расписания до закупки пассажирских вагонов, - рассказала "РГ" руководитель отдела маркетинга и договорной работы "Железных дорог Якутии" Людмила Ефремова.
По оценке заместителя генерального директора компании Алексея Местникова, строительство путей и земляного полотна выполнено сейчас на 90 процентов. До полной готовности доведены такие сооружения, как мосты и водопропускные трубы. Ждет первых пассажиров давно построенный и даже успевший подвергнуться ремонту вокзал в Нижнем Бестяхе. В целом готовность объекта составляет 94 процента.
История долгостроя века, как называют эту дорогу в Якутии, близка к завершению. Но Нижнему Бестяху уже не суждено в обозримом будущем стать промежуточным пунктом на пути до Магадана. Минэкономразвития РФ, забраковавшее идею прокладки рельсов на Колыму, по сути, присвоило этой станции статус конечной.
Отсутствие технико-экономических показателей, послужившее поводом для отказа от колымского проекта, десять лет назад не стало препятствием для включения его в федеральную стратегию. Что изменилось за эти годы? Во-первых, в стране теперь меньше денег на инвестиции. Во-вторых, федеральные власти приобрели опыт строительства железной дороги, вымотавший нервы всем участникам процесса. Скорее всего, на решение министерства повлияла сумма этих знаний: есть риск получить такой долгострой, рядом с которым проблемы с якутской стройкой покажутся игрой в песочнице.
Линия в Якутии обошлась государству примерно в 47 миллиардов рублей. Стоимость дороги на Колыму в ценах 2007 года составляла 377,2 миллиарда, а сегодня она вылилась бы в добрые полтриллиона. Протяженность многострадальной дороги Томмот - Нижний Бестях - 439 километров, и ее строят уже 13 лет. Путь до Магадана в четыре раза длиннее…