В Перми началась реформа общественного транспорта

В краевой столице приступают к внедрению новой транспортной модели общественного транспорта. По расчетам властей, изменения позволят поднять уровень комфорта пассажиров.

Однако ряд экспертов сомневаются в том, что это можно сделать сразу и в планируемом объеме. Изменения следует вводить постепенно, с учетом экономических реалий и так, чтобы рынок пассажирских перевозок не обрушился.

Реформа предполагает обновление подвижного состава, более эффективную организацию пересадочных узлов, повышение транспортной доступности для маломобильного населения. Одно из ключевых изменений - плату за проезд не оставлять в распоряжении перевозчиков, а перечислять в бюджет, который впоследствии рассчитается с действующими на рынке транспортными компаниями. Такой подход серьезно беспокоит перевозчиков - не исключено, что своевременно оплачивать их услуги власти не смогут.

Согласно новой транспортной модели, возраст действующих автобусов не будет превышать 10 лет, а трамваев - 15. Планируются поэтапный капитальный ремонт трамвайных путей, переход на удобный для пассажиров низкопольный транспорт и модернизация инфраструктуры, например замена старых остановочных комплексов. Кроме того, есть намерение перейти к схеме закупки авточаса работы перевозчика. Сегодня на конкурс выставляются маршруты, что зачастую приводит к настоящим гонкам водителей в борьбе за пассажира и выручку. По мнению разработчиков модели, закупка авточаса устранит эту проблему.

Новшества затронут и контрактную систему. Договоры планируется заключать на срок до семи лет, а их стоимость формировать исходя из расходов на оплату труда водителей и кондукторов, техническое обслуживание, налоговых отчислений, использования системы безналичной оплаты проезда и так далее. Их оплата будет производиться только после проверки качества работы перевозчика.

- На наш взгляд, концепция нуждается в доработке. Да, транспортной сфере необходима реформа, это объективно. Но все кроется в деталях. Мы рассчитываем на дальнейший конструктивный диалог с властью, чтобы "расшить" узкие места, - рассуждает руководитель рабочей группы по пассажирским перевозкам Пермской торгово-промышленной палаты, директор НП "Новый Авто-Альянс" Александр Стерлягов. - Вообще, на этапе обсуждений казалось, что наши предложения ушли в стол. Надеюсь, их повторно рассмотрят. Если говорить о позиции бизнеса, то нас интересуют правила, которые будут приняты хотя бы на среднесрочную перспективу и в отношении всех участников рынка.

Еще одно предложение - полностью уйти в краевом центре от оплаты проезда наличными и перейти на безналичную карточную систему. Экономисты утверждают, что это позволит снизить расходы на транзакции и обслуживание на 800 миллионов рублей в год и ускорит оборот средств в транспортной системе. 

Мнение

Елена Гилязова, вице-президент Пермской торгово-промышленной палаты:

- У меня сложилось впечатление: власть услышала часть предложений бизнеса. Мы рассчитываем на то, что пока очень непростой диалог станет конструктивным и результативным. Полагаю, прежде всего будет принято предложение учесть в стоимости контракта изменения налогообложения и цены на бензин, поскольку это, безусловно, приводит к росту тарифов. Видимо, мы выйдем на обсуждение конкурсной документации между администрацией и бизнесом. Возможно, власти частично услышат наши предложения о последовательной, а не одномоментной смене транспортных средств, чтобы на линии всегда были комфортные автобусы. Что еще очень важно: делая расчет начальной и максимальной цены в соответствии с федеральным постановлением, мы можем убить реформу, если будем включать в нее региональный коэффициент, например, бюджетной обеспеченности. Несмотря на все заверения, у меня есть опасения, что реформа приведет к жесткой финансовой дисциплине муниципальных органов власти, которые, становясь аккумуляторами выручки, должны будут своевременно оплачивать услуги перевозчиков. Если этого не произойдет, автобусы просто встанут.