- В России стоит задача ликвидировать все свалки в границах городов к 2024 году, - пояснил министр экологии региона Сергей Лихачев. - Мы начали с самых масштабных - в Челябинске и Магнитогорске. А в будущем году займемся наведением порядка еще в шести муниципалитетах. Все свалки, которые не задействованы в новой схеме обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), будут закрыты, а их территории благоустроены. Ответственность за это возложена на глав городов.
В нынешнем году на Южном Урале завершается очередной этап реализации новой схемы: создано четыре кластера, в каждом выбраны региональные операторы по обращению с ТКО. До конца года они должны защитить и согласовать единые тарифы, провести инвентаризацию несанкционированных свалок, контейнерных площадок и заключить договоры на их обслуживание. Чтобы с 1 января приступить к работе.
В муниципалитетах предстоит создать реестры контейнерных площадок, типовой проект которых разработан минэкологии региона. Следующим этапом станет постепенный переход к раздельному сбору мусора. Пока в регионе решили делить коммунальные отходы на две фракции - органические и неорганические. Для первых поставят серые контейнеры, а для бумаги, пластика, металла и стекла - красные. За счет казны уже закуплено более тысячи новых цветных баков. Отдельно организуют сбор опасных отходов - батареек и ртутных ламп.
Между тем общественники не разделяют оптимизма властей, опасаясь сбоев: Челябинск до сих пор не преодолел последствия сентябрьского коллапса, когда большинство частных подрядчиков одновременно отказались вывозить мусор на загородные полигоны из-за увеличения транспортного плеча. Активисты экологического движения "Время Ч" провели собственный мониторинг и пришли к выводу, что при переходе на новую схему аналогичные проблемы могут возникнуть и в других городах области, в частности в Карабашском кластере, куда теперь повезут мусор из Златоуста, Чебаркуля, Миасса и других поселений. Активное строительство полигона и сортировочной станции там, по данным общественников, до сих пор не ведется. А население категорически против расширения границ существующего объекта и настаивает на пересмотре всей схемы обращения с отходами.
Представители регионального штаба ОНФ, в свою очередь, задались вопросом, насколько обоснованно было введение режима ЧС из-за мусорного коллапса в Челябинске, и требуют проверки правомерности расходования бюджетных средств. Логика "фронтовиков" понятна. Федеральное законодательство дает четкое определение ЧС как ситуации, сложившейся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия. А в Челябинске ЧС возникла из-за того, что власти, по их собственному признанию, не смогли предусмотреть согласованных действий перевозчиков.
Зато с введением чрезвычайного режима у чиновников отпала необходимость выполнять установленные законом процедуры по проведению конкурсов на выполнение работ и проводить расчеты затрат. Поэтому "фронтовики" направили обращение в окружное управление Генпрокуратуры РФ с просьбой дать оценку обоснованности действий властей.