По словам президента Уральской логистической компании Николая Тушина, из-за того что невозможно вывезти в буквальном смысле тяжелую, объемную и недорогую продукцию, в России уже закрылось пять щебеночных карьеров. Те, что выжили, все чаще предпочитают автотранспорт. Однако такое логистическое решение грозит разбитыми автодорогами и серьезными пробками.
- Мы с радостью везли бы грузы по железной дороге, но посмотрите, что происходит с вагонами... Их просто не хватает! - возмущаются промышленники.
Они считают, что ситуацию предопределила передача железнодорожных вагонов операторам, не способным справиться с грузоперевозкой.
- Вагоны используются неэффективно, часто стоят по вине перевозчика более двух суток - не хватает тяги. Они стоят, а мы платим штрафы, - сетует председатель совета директоров Первоуральского рудоуправления, президент ассоциации "Карьеры Евразии" Владислав Черданцев.
Представители железной дороги не согласны: они уверяют, что подвижной состав есть, а причину ухода грузоотправителей видят в другом. По мнению замначальника Свердловского территориального центра фирменного транспортного обслуживания СвЖД Марины Тер-Огановой, промышленников просто не устроили выросшие на 15 процентов ставки.
Производители парируют: вопросы не к РЖД, а к собственникам вагонов. По их словам, перевозить уголь всегда будет выгоднее, чем щебень, ведь цена первого вдвое выше. Поэтому вагоны под погрузку угля идут порожние: операторы не хотят забирать попутные грузы - тот же щебень - и менять положение дел не желают: в "глубокой предоплате" их все устраивает.
В результате из-за срыва поставок страдают самые разные предприятия Среднего Урала - металлургические, машиностроительные, деревообрабатывающие. Их руководители приняли решение просить железную дорогу работать с грузоотправителями без посредников, как это было раньше. Союз промышленников и предпринимателей их поддержал.
- Предоставление вагонов напрямую грузоотправителю - это обеспечение бесперебойных поставок сырья и готовой продукции. Предприятиям легче прогнозировать свои объемы перевозок самостоятельно, минуя посредническое звено, - прокомментировал инициативу председатель комитета СОСПП по транспорту и логистике Сергей Мазуркевич.
Он добавил, что прямое взаимодействие в итоге уменьшит цену готовой продукции, сделает рынок более прозрачным, обеспечит безопасность грузоперевозок. Список предприятий сейчас дорабатывается, а затем документы направят в РЖД.
Кстати
За девять месяцев 2018 года погрузка на Свердловской магистрали составила 11,5 миллиона тонн - на 1,3 процента ниже прошлогодних показателей. Примерно в тех же пределах снизился грузооборот. Падение объемов наблюдается по основным для Свердловской области категориям грузов: железная руда, цветная руда, огнеупоры, строительные грузы, химикаты и флюсы.