Уральцы предложили сократить число надзорных служб

Опрос, который провел Свердловский областной Союз промышленников и предпринимателей (СОСПП) среди руководителей сотни предприятий, показал, что 60 процентов из них не заметили никаких плюсов от реформы контрольно-надзорной деятельности, а 21 процент вообще заявил, что ситуация ухудшилась.

По мнению 44,4 процента респондентов, плановых и внеплановых проверок в 2018 году стало по сравнению с 2017-м больше. Чаще всего визиты без предупреждения инспекторы наносят, чтобы проверить исполнение ранее выданных предписаний и расследовать ЧП на производстве. Поводом для проведения примерно 26 процентов контрольных мероприятий стали жалобы граждан, еще трети - поручения федеральных и региональных властей. По-прежнему используются они и в качестве надзорной "дубины" для неконкурентной борьбы - это отметили 7,8 процента опрошенных.

- Среди недостатков в работе надзорных органов предприниматели называют запрос избыточного числа документов и некомпетентность проверяющих, а также прямые или косвенные намеки на оплату услуг, - перечисляет исполнительный вице-президент СОСПП Татьяна Кансафарова.

Одна из самых распространенных жалоб - одновременные проверки разными структурами и дублирование функций. Так, загрязнение земли может интересовать и главархитектуру, и прокуратуру, и минприроды. Бывает, что инспекторы предъявляют новые, неожиданные для бизнеса требования или, наоборот, устаревшие. Скажем, сегодня для перемещения грузов зачастую используются роботы. Тем не менее отсутствие люка для эвакуации машиниста порой трактуют как нарушение. Промышленники предлагают активнее внедрять дистанционный контроль, а планы надзорных мероприятий на следующий год публиковать не в декабре, а заранее. Также они считают, что пора устранить дублирование за счет разделения зоны ответственности контролеров и запретить проверки по анонимным жалобам.

Исследование СОСПП отчасти подтверждает статистика регионального бизнес-омбудсмена и прокуратуры. Если в 2017 году жалобы на проверки занимали четвертое место, то в 2018-м они поднялись на вторую строчку, почти вернувшись к уровню 2016 года, когда реформа только стартовала. За два года прокуроры пресекли почти 2000 незаконных проверок, оспорили четыре сотни незаконных административных актов.

- Фактическая нагрузка на бизнес не снижается из-за увеличения внеплановых проверок. Кроме того, 22 вида контроля и надзора выведены из-под действия ФЗ-294 (банковский надзор, таможенный и т.п.) и не включены в единый реестр. Не входят туда и административные расследования, - подчеркивает уполномоченный по защите прав предпринимателей Елена Артюх. - Если нарушение совершено впервые, наказанием должно служить предупреждение, но зачастую этого, как и уменьшения штрафа, удается добиться только в суде. Поставлена цель к концу 2019 года актуализировать 60 процентов норм, а в тех сферах, где уже применяются чек-листы, - 100 процентов. Но есть опасение, что этого достичь не удастся.

Предприниматели жалуются на запрос избыточного числа документов и некомпетентность проверяющих, а также намеки на оплату услуг

Новый глава Екатеринбурга Александр Высокинский вообще предложил сократить количество надзорных структур до двух: один мегаконтролер займется безопасностью человека, второй - безопасностью производства.

- Абсурдная ситуация: десятки организаций идут по одному адресу. Сначала приходят пожарные: "Запасные выходы открыть!", потом ФСБ: "Борьба с терроризмом - выходы закрыть!". Идут при этом к "белым" предпринимателям, потому что нелегалов контролировать невозможно. Каждый отчитывается, что приходит с проверкой не чаще, чем раз в три года. Но с учетом их количества вы можете посчитать, сколько получится в месяц на каждую компанию, - рассуждает градоначальник.

Такие сентенции несколько странно звучат на фоне того, что Урал является одним из пилотных субъектов, где отрабатываются механизмы реформы, и, судя по данным Минэкономразвития РФ, далеко не отстающим. Да и официальная статистика гласит, что плановых проверок стало ощутимо меньше: в 2017-м - на 30 процентов, в 2018-м - еще на 22. За год Свердловская область поднялась с 33-го на 20 место в инвестрейтинге АСИ. В план 2018-го включено семь видов контроля, для каждого рассчитаны базовые показатели, до конца года их закрепят в отраслевых документах.

В чем же причина столь невысокой оценки реформы бизнесом? По мнению первого вице-президента СОСПП Михаила Черепанова, директора перемены, конечно, замечают. Скорее всего, на результатах анкетирования сказалась усталость от длительного периода, когда их никто не слышал.

- Хотелось бы принципиально изменить философию надзорных органов, сместить акцент на профилактику и предотвращение ущерба. Нужен аудит кадрового состава, изменение правил аттестации инспекторов. Одно из предприятий после проверки МЧС успешно оспорило 11 дел в арбитраже, по линии Росприроднадзора - 17 из 21-го. По нашим сведениям, ни один из контролеров не был привлечен за это к ответственности, - рассказал эксперт.

Впрочем, предприниматели тоже не все белые и пушистые. Врио руководителя управления Роспотребнадзора по Свердловской области Дмитрий Козловских привел такие цифры: с 2008 года количество плановых проверок службы уменьшилось в четыре раза, но бизнес законопослушнее не стал: граждане на него жалуются в 2,5 раза чаще, а количество выявленных нарушений на одну проверку выросло в 3,3 раза.

Компетентно

Константин Никитин, заместитель директора департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Минэкономразвития РФ:

- Новая редакция законопроекта о государственном и муниципальном надзоре, которую, мы надеемся, Госдума рассмотрит осенью во втором чтении, нацелена на то, чтобы поменять мотивацию инспекторов: их задача - не надзирать за соблюдением законодательства, а защищать социально значимые ценности. Во-первых, мы хотим распространить риск-ориентированный подход не только на проверки, но и на другие инструменты. МЧС давно оценивает свою деятельность не по количеству инспекций и штрафов, а по числу погибших и пострадавших, ущербу от пожаров. Еще 14 ведомств разработали для себя аналогичные показатели. Во-вторых, в законопроекте отражен механизм профилактики. Нужно осознать, что бизнес иногда допускает ошибки не потому, что он злостный нарушитель, а потому что некоторые нормы просто не знает. Уже создан стандарт обязательных профилактических требований, готовится постановление правительства о порядке проведения мероприятий, которые не упомянуты в законопроекте, но имеются в мировой практике. К нормам, принятым до 2010 года, мы предлагаем применить регуляторную гильотину: отвести три года на подтверждение актуальности. Те, что не пройдут, в проверках использоваться не будут.