Площадка для будущего производства отсыпана на территории Южной аэрационной станции. Размеры цеха - 81 на 36 метров. Здание высотой с семиэтажный дом технически будет разделено на две части. На сегодня в технологии и оборудование уже вложено около миллиарда рублей. Стоимость строительства оценивается еще в 600 миллионов. Пуск объекта в эксплуатацию намечен на 2020 год, сообщили в пресс-службе горводоканала. Потенциальные потребители новой услуги - очистные сооружения не только Екатеринбурга, но и еще десятка менее крупных городов региона.
- Благодаря этому проекту населенные пункты, расположенные в радиусе 50 километров от регионального центра, смогут высвободить для хозяйственной деятельности участки и снизить негативное влияние на окружающую среду, - говорит заместитель министра энергетики и ЖКХ Свердловской области Егор Свалов. - В перспективе высушенные осадки планируется использовать в производстве цемента - как альтернативное топливо вместо более дорогого газа. Это позволит производителям стройматериалов снизить их себестоимость.
Подтолкнула к внедрению инноваций жизненная необходимость: за сутки в столице Урала в результате очистки сточных вод образуется 250 тонн осадков. Значительная часть относится к четвертому классу опасности, то есть требует специальных полигонов для хранения. Иловые поля вокруг мегаполиса уже занимают 18 гектаров, и каждый год требуется дополнительно еще 25 площадок размером с футбольное поле. Если ситуация не изменится, через 20 лет количество накопленных в области осадков составит 2,9 миллиона тонн, под их хранение будет занято огромное количество земель и начнется экологическая катастрофа, прогнозируют в водоканале.
Идея осушать ил возникла еще в 2007 году. Тогда для опытно-промышленных испытаний на территории Южной аэрационной станции возвели экспериментальный мини-цех. Исследование, которое сотрудники водоканала проводили совместно с итальянской компанией, подтвердило эффективность метода. Но на этом испытания не закончились: гранулированный осадок вместе с известняком, сухой глиной, огарками и песком обожгли во вращающихся печах при температуре 1550 градусов и получили минеральную добавку к клинкеру - сырью для производства портландцемента. Также итальянцы поделились с уральцами опытом сжигания высушенных брикетов в когенерационных энергоустановках. Переработанные иловые осадки приравниваются по калорийности к бурому углю.
Основное оборудование для цеха закупили в 2008-2011 годах, в том числе на деньги федерального бюджета, и доставили в Екатеринбург из Италии 20 еврофурами. Проект получил положительное заключение госэкспертизы, однако в 2013-м его реализация приостановилась из-за осложнения макроэкономической ситуации. Реанимировали идею в 2015-м, при этом оказалось, что запланированная мощность оборудования превышает нынешние потребности Екатеринбурга: по сравнению с 2008-м потребление холодной воды и соответственно объем стоков снизились. Максимальная производительность цеха - 400 тонн обезвоженного осадка в сутки, водоканал способен обеспечить лишь 62,5 процента загрузки, поэтому проект трансформировался в межмуниципальный: на долю городов-спутников придется еще 140 тонн осадка.
В 2017 году цех осушки ила презентовали на международной выставке "Иннопром" в надежде привлечь внешнего инвестора. И желающие вроде бы нашлись, целых три компании, но при проработке вариантов государственно-частного партнерства все-таки было решено начать строительство за счет муниципального водоканала, а уже потом привлекать сторонние финансы.
Аркадий Чернецкий, первый зампредседателя комитета Совета Федерации:
- Мне этот объект интересен как пример для возможного тиражирования цивилизованного решения вопроса утилизации осадка. На сегодня постановление правительства РФ не предполагает возможность прямых инвестиций, но это положение в ближайшие несколько месяцев исправят. Такая программа существовала и раньше, однако она распространялась на малые города. Уникальность проекта, который стартует сегодня, в том, что он межмуниципальный. Я не сомневаюсь: его реализуют даже силами областного и городского бюджетов, но федеральное софинансирование - гарантия сдачи объекта в заявленный срок.
Валентин Лаппо, председатель комитета по развитию инфраструктуры и жилищной политике Заксобрания Свердловской области:
- Недавно мы участвовали в запуске котельной, которая работает на биотопливе, полученном из иловых осадков, это экологично и экономично. Цех сушки осадков замкнет цепь полной утилизации всех отходов жизнедеятельности Екатеринбурга и соседних городов. Важно, что он поможет не только переработать возникающие отходы, но и очистить полигоны.
Андрей Лупий, руководитель маркетплейса бетона:
-У большинства цементных заводов мощности загружены по максимуму, смысла перестраивать технологию нет. Самое затратное в выпуске продукта - розжиг печи, если оборудование пущено, оно должно работать без простоев. На газе это организовать проще, а запас брикетов надо постоянно поддерживать. Кроме того, кому-то придется их отгружать, складировать, то есть понадобится дополнительный персонал, что нецелесообразно при серьезной доле автоматизации промплощадок. Я бы рекомендовал авторам проекта в Екатеринбурге хорошо просчитать экономику сбыта и определиться с потенциальным потребителем. Возможно, это будут коммунальные котельные или даже розница, если цена готового продукта окажется невысокой.
Илья Дворников, директор цементного завода:
- Высушенный ил с влажностью около 20 процентов действительно можно использовать для получения техногенного минерала алита - полуфабриката для клинкера. Однако калорийность (теплота сгорания) таких отходов мала. Для примера: у природного газа она 8000 килокалорий, у переработанных бытовых отходов - 2900, а у высушенного шлама - всего пять, причем большей частью энергия тратится на выпаривание влаги, а не на образование тепла. Поэтому использование иловых отходов в качестве основного или альтернативного топлива при выпуске цемента нецелесообразно. Мы рассматриваем другой проект, подразумевающий применение переработанных твердых бытовых отходов. Уже подписано соглашение с компанией-оператором. К 2023 году поставки альтернативного топлива должны достичь 200 тысяч тонн в год. Для получения такого объема наш партнер планирует построить профильный завод в Свердловской области.