"Ситуация пока благоприятная, но мы уже видим, что в ближайшие годы объемы добычи могут падать, если не принять срочных мер", - предупредил Дмитрий Козак, цитирует ТАСС. Таким образом, инвентаризация месторождений должна выявить неэффективные льготы, которые не стимулируют добытчиков, а ревизия - дать ответ на вопрос, как именно следует дифференцировать фискальную нагрузку.
О пересмотре преференций по нефтедобыче заговорили в правительстве в сентябре. Тогда вице-премьер рассказывал, что действующей системой льгот недовольны все компании, так как они не понимают, почему у одних условия лучше, чем у других. Ревизия будет идти на фоне завершения налогового маневра в нефтегазовой отрасли, который призван сделать субсидии нефтяникам более адресными.
Сейчас льготы есть у 51 процента запасов нефти в России, то есть льготируется около 15 миллиардов тонн, рассказывал в начале октября на Российской энергетической неделе руководитель департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов. Он посчитал, что таких преференций хватит еще на 20 лет нефтедобычи, поэтому в новых льготах для отрасли смысла нет, текущие же могут привести к слишком сильному росту добычу, а в дальнейшем - к ее стремительному падению, обращал внимание Алексей Сазанов.
"Я не берусь судить, правильные эти запросы (на новые льготы) или неправильные, необходимы ли месторождениям дополнительные льготы или не необходимы. Я просто вижу отраслевую картинку: у нас 15 миллиардов тонн запасов, которые уже льготируются, и это все - Западная Сибирь. Почему там сейчас эти запасы не добываются? Льготы недостаточно эффективны? В чем проблема с этими запасами?" - спрашивал тогда у минэнерго Алексей Сазанов.
В ответ на это замдиректора департамента добычи и транспортировки нефти и газа в ведомстве Андрей Терешок ответил, что задача Минэнерго - создать условия, чтобы сохранить добычу на определенном уровне, а льготы - не самоцель. Первый замглавы минприроды Денис Храмов, в свою очередь, отмечал, что новые льготы необходимы, чтобы поддерживать текущие объемы запасов.
Как правило, Минэнерго старается придерживаться плавных переходов для нефтекомпаний в части изменения фискальной нагрузки, в то время как Минфин выступает за более стремительную ликвидацию выявленных неэффективных элементов. К компромиссу ведомства зачастую идут долго, но все же его находят. Так было с обсуждением налога на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородного сырья, который в пилотном режиме будет запущен со следующего года на ряде месторождений.
"Этот закон будет максимально учитывать особенности геологии и сложности разработки, которые впоследствии можно будет учесть при реализации соответствующих проектов. Но это только первый шаг, и от того, какие налоговые льготы мы сформулируем, мы сможем перенести центр затрат и центр добычи на соответствующие регионы", - указывал ранее директор департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго Александр Гладков.