С инициативой о создании нового кодекса о выборах и референдумах выступил Центризбирком. На конференции, приуроченной к 25-летию избирательной системы, глава ЦИК Элла Памфилова заявила, что разработка избирательного кодекса является стратегической задачей развития законодательства в этой сфере. По ее словам, после разработки проект документа будет рассмотрен на рабочей группе при администрации президента. Исполнительный директор Российского фонда свободных выборов Максим Лесков пояснил, что в соответствии с контрактом на научно-исследовательскую работу, который заключил фонд с факультетом политологии МГУ, работа и финансирование проекта будет проходить в три этапа. "Первый этап, который включал разработку структуры самого законопроекта, уже завершен. На втором этапе мы должны решить главную задачу - провести работу по кодификации действующего законодательства. Мы возьмем все нормы, касающиеся выборов и референдумов, которые раскиданы по ряду, в том числе и малоизвестных, законов и сведем все это в один текст", - пояснил Лесков. И уже на третьем, по его словам, будут рассматриваться возможные новации в проект кодекса. "Логика эта обоснована тем, что если мы сейчас начнем обсуждать новации, то мы погрязнем в бесконечных дискуссиях", - заметил эксперт. По словам Лескова, главная задача, которая сегодня стоит перед рабочей группой, - сделать фундаментальный документ. "В отличие от закона о гарантиях избирательных прав граждан, в который было внесено свыше 100 поправок", - подчеркнул он. То есть по замыслу, кодекс должен прийти на смену нескольким федеральным законам о выборах и закрепить более прочные основы голосований на уровне субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Один из разработчиков проекта, профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Сурен Авакьян, рассказал "РГ", что за зимний период "костяк" проекта кодекса будет подготовлен. "Дальше его надо предложить широкой общественности для обсуждения", - отметил он. По его словам, с самого начала возник вопрос о том, как назвать новый документ и каков его замысел. "Если это избирательный кодекс, значит, преимущественно он должен быть посвящен выборам. А ведь выборы - это, в конечном счете, голосование за избрание (неизбрание) кандидатов в качестве депутатов, выборных должностных лиц. Если же в документе отражать и правила проведения еще и народных голосований, то есть референдумов, тогда целесообразно ли называть закон избирательным кодексом? К тому же действующий ключевой акт данной сферы - это Федеральный закон 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", - рассказал Авакьян.
После совещаний с руководством ЦИК, в итоге было решено, что документ должен называться Кодексом РФ о выборах и референдумах. Как рассказал Авакьян, структура кодекса будет состоять из двух частей: общей и особенной. Первая часть будет охватывать вопросы, которые в главном едины для всех выборов и референдумов. Особенная часть будет касаться выборов президента РФ, депутатов Госдумы, организации выборов депутатов законодательных органов и глав субъектов РФ, депутатов представительных органов и глав муниципальных образований. То есть фактически для федеральных выборов новый кодекс станет единственным актом, а для региональных и муниципальных выборов он будет закреплять те основы, которые получат развитие в законодательстве субъектов РФ. Сейчас в процессе работы над проектом документа практиками и учеными обсуждаются многие вопросы избирательного права. Например, надо ли восстановить графу "против всех" на всех выборах? Не следует ли опять ввести так называемый "порог явки" на выборах, которые сейчас считаются состоявшимися при любом проценте участия избирателей? Что делать с "муниципальным фильтром"? По мнению Авакьяна, ответы на эти вопросы прямо повлияют на то, что в процессе работы включать в Кодекс, а от чего - отказаться.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"