Художественные сокровища со всей России представлены в Манеже

Более 280 произведений выдающихся мастеров из полусотни музеев России представлены на выставке "Сокровища музеев России", которая открылась в московском Манеже. Здесь можно увидеть мир искусства нескольких столетий - от икон эпохи Рюриковичей до полотен ХХ века. Причем многие из собранных произведений искусства ранее не покидали пределы своего региона. С экспонатами уникальной выставки вместе с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом ознакомился президент России Владимир Путин.

Высокопоставленных гостей при осмотре экспозиции сопровождали мэр Москвы Сергей Собянин, министр культуры Владимир Мединский, митрополит Псковский и Порховский Тихон, глава Патриаршего совета по культуре, а также генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.

Президент ходил по залам Манежа более получаса, внимательно слушал пояснения, которые в основном давал Мединский, а также митрополит Тихон и Трегулова, останавливался у многих картин.

Сперва глава государства подошел к иконе Божией Матери "Умиление", написанной в 1521 году с иконы Божией Матери (Владимирской). Затем гости осмотрели другие старинные иконы, а также полотна известных живописцев Кустодиева, Левитана, Поленова, Шишкина, Айвазовского, Коровина и других. Увидели высокопоставленные посетители и портреты императоров, церковных иерархов, бояр. Не забыли организаторы и про XX век.

После, на церемонии вручения государственных наград в Кремле, Владимир Путин отметил "особый смысл и значимость проекта, который отражает единство громадного культурного пространства нашей тысячелетней страны". "Нынешняя экспозиция создавалась с активным участием региональных музеев и картинных галерей. Масштаб и содержание выставки оставляют действительно незабываемые, неизгладимые впечатления, и понимаешь, насколько богаты мы талантами, как много могут совершить наши удивительные, порой весьма скромные, но яркие, чудесно и безгранично одаренные сыны и дочери России", - подчеркнул он.

В приветствии участникам, организаторам и гостям выставки глава государства высоко оценил ее серьезный образовательный и просветительский потенциал, большую роль в укреплении нравственных, патриотических ценностей, особенно среди молодежи. Разнообразные по жанру, сюжету, времени написания работы выдающихся мастеров "демонстрируют уникальное историческое наследие нашего Отечества, неразрывность его духовного и культурного пространства", считает он.

Добавим, что открытие экспозиции было приурочено к Дню народного единства и церковному празднику в честь Казанской иконы Божией Матери, установленному в благодарность за избавление Москвы от нашествия иностранных интервентов в 1612 году.

Выставка продлится до 25 ноября. Посетить ее можно бесплатно.

Подробности

История в картинах

- Это настоящий "скил". Сегодня этот художник мог бы брать штук 20 евро за такую работу.

Рина, первокурсница Московского государственного образовательного комплекса, стоит у всем известного "Письма с фронта" Лактионова и считает картину образцом истинного мастерства (так слово skill переводится с английского). Будущий биотехнолог притормаживает еще у работы Федора Богородского "Стройка СССР. 1931 год" из Волгоградского музея изобразительных искусств имени Машкова, на которой висящие в воздухе монтажники собирают каркас будущего здания: в живописи Рина любит "фотографичность, пропорциональность"...

Соцреализм и абстракция, иконы и парсуны, пейзажи и натюрморты - десятки государственных музеев России передали сейчас в Центральный Манеж свои главные шедевры. Пришедшие из разных эпох почти триста экспонатов впервые собрались в уникальную по масштабу экспозицию, попав на которую зритель получает возможность через живопись понять нашу историю.

Первый зал - иконопись. "Святители московские митрополиты Петр, Алексий, Иона, Филипп". "Богоматерь Мирожская с предстоящим Довмонтом и княгиней Марией". Большие ростовые образа, тонко выписанные лица, ярко-красная киноварь, изумрудная зелень: почти весь зал заполнен искусством "ярославской школы", центральной в XVII веке (большинство экспонатов тут - из Ярославского художественного музея). Во времена Смуты Ярославль был практически столицей русского государства, ярославские купцы были богаты и могли приглашать к себе лучших мастеров Оружейной палаты.

Айвазовский представлен на выставке не бушующим морем, а тихим зимним пейзажем

Зал классицизма, начало XIX века. Набирают творческую силу первые выпускники Императорской Академии художеств, в ходу безупречное и идеальное, под стать шеренгам николаевских полков. Абсолютный шедевр из архангельского музея "Художественная культура Русского Севера" - портрет графа Владимира Алексеевича Мусина-Пушкина: ни единой лишней пряди на лбу героя своего времени, променявшего карьеру на участие в восстании декабристов, но закончившего дни не на эшафоте или в бою, а умершего от холеры.

Революция передвижников, никакой идеализации, в большом зале выставки на картинах вокруг тебя русские люди как они есть: интеллигенты, мастеровые, крестьяне на молебнах. Зрители, собравшиеся у знаменитой "Курсистки" Ярошенко, удивлены: работа, оказывается, прибыла из Калужского музея изобразительных искусств, а не из Третьяковки.

Одной из целей организаторов выставки было расширить географию, привлечь галереи от Кавказа до Мурманска и от Калининграда до Владивостока. Национальный музей Чеченской Республики, Государственный художественный музей Ханты-Мансийска (вот мой любимый Петров-Водкин - "Автопортрет с женой и дочерью"), Омский музей имени Врубеля (из него, конечно, - Врубель, "Желтые розы" в круглой раме), Дагестанский музей изобразительных искусств имени Гамзатовой - по выставке идешь как по стране, удивляясь, сколько всего ты не видел, и тому, на что русские художники были, оказывается, способны. "Зимний обоз в пути", ослепительно-белый пейзаж из Смоленского музея-заповедника, рядом подпись - Айвазовский... Илья Машков, наш чуть ли не первый и главный соцреалист, неожиданно представлен портретом художника Адольфа Мильмана о трех головах (в группе "Бубновый валет", откуда вышли Мильман и Машков, и не такое писали).

Выставке предшествовала грандиозная подготовительная работа, включавшая не только сбор экспонатов по музеям страны, но и реставрацию прежде не самых известных широкой публике полотен. Самая яркая из таких картин, украшающая главный зал, - грандиозный "Базар у пристани в Архангельске" из Третьяковки. Специально написанная Константином Коровиным в 1896-м к Всероссийской промышленно-художественной выставке, она долго пребывала в запасниках и сейчас потребовала от реставраторов отдельных усилий. А вот доставить в Москву из Новгорода огромное полотно Богдана Виллевальде "Открытие памятника 1000-летию России в Новгороде в 1862 году" оказалось по техническим причинам невозможным.

...В Манеже сейчас и близко нет столь привычной нам в художественных музеях тишины, к иконам и полотнам не протолкнуться, особенно когда там встают экскурсии, ведомые обученными к выставке студентами Сретенской семинарии. На выставку всей России идет вся Москва, от школьников до пенсионеров.

Вход - свободный.

Кстати

На выставке "Сокровища музеев России" зритель увидит неожиданные для себя параллели - скажем, между классицизмом и соцреализмом: и там и там художники создавали образы идеального мира. Образцы такого подхода - работы Федора Алексеева 1810 года "Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости" из зала "Искусство первой половины XIX в." и "Советские хлебы" Ильи Машкова 1936-го (обе - Ивановский художественный музей).

На картине Алексеева (внизу), первого в русской живописи мастера городского пейзажа, перед нами - возвышенный образ величественного, ни с чем не сравнимого в своей изысканности города со зданием Биржи на первом плане как одного из символов столицы, монументальной Ростральной колонной и зданием Адмиралтейства через Неву.

Работа Ильи Машкова должна была показать изобилие, богатство и непобедимое могущество советской родины - над россыпью булок, тортов и пирожных высится съедобный герб СССР с румяной корочкой. Известно, что хлебобулочные изделия для этого натюрморта были выпечены специально по эскизам Машкова.

В XX веке на смену "идеальному" реализму пришел "суровый стиль", а в XIX классицизм сменили передвижники, изображавшие реальную жизнь, среди них и Василий Перов. На его работе "Дворник, отдающий квартиру барыне" из Ярославского художественного музея изображены обедневшие дворянки, вынужденные снимать квартиру в бедном районе.

Увидеть картины с выставки "Сокровища музеев России" можно на сайте https://myhistorypark.ru/rus-treasures/