Например, город находится на первом месте в мире в рейтинге ООН по уровню развития электронного правительства и на втором месте в Европе в рейтинге McKinsey по уровню внедрения решений "умного города" в жизнь горожан.
Сегменты, в которых Москва опережает другие города мира, это скорость мобильного интернета и стоимость 1 ГБ трафика, количество интернет-магазинов, доступных и оказанных электронных услуг, публичных Wi-Fi точек. Причем "умные" технологии внедряются во всех сферах, рассказал на конференции "Smart city: государство, наука, бизнес" руководитель департамента информационных технологий города Москвы Эдуард Лысенко. Например, в сфере ЖКХ активно внедряются датчики. Благодаря собранным с них данным и предиктивной аналитике городские власти знают, в каких районах, конкретных домах и даже подъездах могут возникать "очаги напряжения". Это позволяет предупредить неблагоприятные ситуации.
Еще один "умный" проект в сфере ЖКХ - онлайн-панель связи с управляющей компанией, которая внедряется в рамках программы реновации и позволяет жильцам оперативно решать любые возникающие проблемы. Через несколько лет этот проект планируется распространить в масштабах всего города, рассказал Лысенко.
По оценкам исследовательской компании Markets and Markets, объем рынка "умных" городских технологий в 2017 году составлял 424,7 миллиарда долларов, а к 2022 году достигнет 1,2 триллиона долларов. Основными его сегментами, как прогнозируют эксперты, станут технологии в сфере транспорта, ЖКХ и "умных" зданий, решения для сферы городских услуг. Рост рынка будет поддерживать рост городского населения.
Правда, пока России нет в числе ключевых поставщиков "умных" городских решений, отмечается в докладе Центра стратегических разработок "Северо-Запад". Преимущественно они сосредоточены в развитых странах - США, Германии, Франции, Швейцарии, Японии. В России, как полагают эксперты центра, города мало готовы к цифровой трансформации - даже при условии запроса на переход со стороны города отсутствие собственных технологических решений зачастую выступает серьезным барьером на пути к интеллектуализации городской экосистемы.
Несмотря на это, успешные проекты есть не только в Москве. Например, в Нижнем Новгороде был запущен портал "Лучшие врачи нашего города": интернет-ресурс предоставляет подробную информацию о лучших врачах, и посетители через систему многофакторного поиска могут подобрать себе нужного специалиста. А в Екатеринбурге, Улан-Удэ, Нижнем Тагиле реализуются проекты по "умному" освещению. Проводятся замена, обновление и расширение сети уличного освещения, установка энергоэффективного оборудования, строительство новых линий и монтаж архитектурно-художественной подсветки зданий.
Вместе с устранением дефицита поставщиков технологий нужно прорабатывать также юридические и этические аспекты их использования. Например, при внедрении искусственного интеллекта кто должен нести ответственность за принятые им решения? На форуме "Открытые инновации" было представлено беспилотное такси от "Яндекса", однако нет такого производителя автомобилей. "Яндекс" создает программное обеспечение, и вопрос, кто должен отвечать в случае ДТП, остается открытым. Так же как в случае, если искусственный интеллект поставил неверный медицинский диагноз.
Технологии, с одной стороны, несут в себе большие возможности, с другой - оставляют много вопросов, согласился директор макрорегиона "Москва" МТС Игорь Егоров. "Например, big data - кому они принадлежат, как должны храниться, кому можно предоставлять к ним доступ и на каких условиях. Необходимо огромное количество регуляторных изменений, которые позволят бизнесу развиваться более активно", - полагает эксперт.
Телеком-операторы больше других бизнесов готовы к сотрудничеству с городскими властями. Причем если раньше их воспринимали только как поставщиков связи, сейчас все больше операторов переходят на разработку и приложений для нужд города, рассказал операционный директор столичного филиала "МегаФон" Антон Пирогов. Расходы на это сейчас составляют около 30-50 процентов всех затрат операторов на интернет вещей. Среди приложений, которые телекомы уже предлагают, выдача цифровых разрешений и лицензий для бизнеса, цифровая налоговая отчетность, онлайн-переподготовка кадров и другие. Самые интересные для операторов сферы - мобильность, энергоэффективность, экология и безопасность, отметил Пирогов.
Развитие интернета вещей требует и новых стандартов связи - в частности, внедрения 5G. Эксперты называют 2020 год точкой старта 5G в России. Частоты уже определены, но пока не распределены между операторами. "Нет смысла включать 5G в отсутствие абонентских терминалов. Будут появляться устройства - будет наращиваться и развертывание 5G", - полагает Антон Пирогов. Расходы операторов на 5G в ближайшие пять лет он оценил в 300 миллиардов рублей.
По прогнозам Игоря Егорова, к 2025 году 80 процентов населения России получат доступ к 5G. Многое будет зависеть от взаимодействия операторов с регулятором, добавил он.