Компания проводит это исследование с 2016 года. В прошлом году к нему впервые присоединилась и Россия. Ключевым параметром исследования в 2018 году стал показатель ценности здравоохранения, который измеряет входящие в него факторы систем здравоохранения на развитых и развивающихся рынках. Выводы исследования 2018 года основаны на опросах более 3000 представителей системы здравоохранения и более 24 600 граждан из 16 стран, а также на данных из различных источников, включая Всемирную организацию здравоохранения, Всемирный банк и др.
В отчет также были включены мнения ведущих экспертов здравоохранения и практические рекомендации по повышению эффективности и доступности медицинской помощи.
Исследование Philips "Индекс здоровья будущего" здравоохранения определяет три основных фактора:
- доступность помощи, то есть насколько всеобщим и доступным является здравоохранение;
- удовлетворенность медицинскими услугами, в том числе насколько население и медицинский персонал доверяют системе здравоохранения;
- эффективность системы здравоохранения, то есть соотношение затрат к результатам лечения.
- Принимая во внимание старение населения, рост числа хронических заболеваний и государственных расходов, профессиональное сообщество и представители индустрии по всему миру ищут возможности создать эффективную, ориентированную на результат систему здравоохранения. Компания Philips содействует этому процессу и разрабатывает цифровые технологии, которые смогут не только отвечать актуальным вызовам, но и предвосхищать их, - комментирует директор направления цифровой медицины, медицинского мониторинга и аналитики Philips в России и СНГ Дмитрий Лисогор. - Благодаря проведенному опросу мы получили ценные выводы о том, насколько эффективно выполняют свои функции системы здравоохранения в разных странах, в том числе в России. Они позволяют оценить, в каком направлении необходимо двигаться и какие факторы могут оказать влияние на повышение качества и эффективности системы здравоохранения.
Согласно результатам исследования "Индекс здоровья будущего", российский показатель ценности системы здравоохранения находится чуть ниже среднего значения по 16 странам (40,90 балла против средней цифры 43,48 по 16 странам). Этот показатель обусловлен достаточно высокой в России доступностью медицинской помощи (63,58 балла против 50,91 в среднем) и в то же время незначительным уровнем удовлетворенности медицинскими услугами (31,75 балла против 52,85).
Работники здравоохранения в меньшей степени удовлетворены тем, насколько российская система здравоохранения отвечает потребностям пациентов (только 28 процентов выразили удовлетворенность), что резко расходится с результатами стран-лидеров - таких, как Саудовская Аравия и Сингапур (обе - 82 процента). Сравнительно низкий показатель удовлетворенности медицинскими услугами отмечают и сами россияне - только 25 процентов граждан считают, что система здравоохранения отвечает их потребностям (по сравнению с самым высоким показателем в 65 процентов среди опрошенных в Индии). Только половина опрошенных медицинских работников (51 процент) и всего населения (49 процентов) доверяют российской системе здравоохранения. В Испании этот показатель значительно выше - 91 процент медицинских работников и 72 процента населения доверяют системе здравоохранения.
Показатель эффективности здравоохранения (т.е. соотношения затрат к результатам лечения) в России примерно равен средним значениям по 16 странам (27,38 балла против 26,69). При этом есть возможности для улучшения результатов лечения. В реальности же высокая позиция нашей страны обусловлена низкими расходами на здравоохранение в процентах от ВВП (7,1 процента против 9 процентов в среднем).
Повысить эффективность медицинской помощи позволят переход к ценностно-ориентированной модели здравоохранения и внедрение цифровых технологий в работу лечебных учреждений.
Сфера сбора данных в здравоохранении России активно развивается, в пользу этого говорит внедрение электронной медицинской карты (ЭМК). Тем не менее с точки зрения использования носимых медицинских устройств и искусственного интеллекта есть возможности для роста - в России этот показатель ниже среднего значения по 16 странам.
Одним из наиболее важных выводов исследования в 2018 году является наличие прямой взаимосвязи между показателем ценности системы здравоохранения и уровнем внедрения цифровых технологий в работу лечебных учреждений. Это говорит о том, что интеграция цифровых решений в работу лечебных учреждений может помочь переходу стран к ценностно-ориентированной модели медицины. В странах с такой моделью государство платит за результат лечения, а не за оказанные медицинские услуги. Такой подход позволяет улучшить качество медицинской помощи, оптимизировать расходы и снизить нагрузку на системы здравоохранения. Приверженность такой модели демонстрируют Сингапур, Швеция и Нидерланды. Эти страны также активно внедряют в работу своих лечебных учреждений цифровые технологии для сбора, хранения и аналитики медицинских данных.