Он знал цену слову, актерами он умел управлять, кажется, силой мысли. Читка пьесы, разбор и выяснение характеров - таких элементов репетиций у него не было никогда. Учил он актеров - а был в его жизни и опыт преподавания студентов - не только по системе Станиславского, но и по своей методике Някрошюса: для него не было столь важно, потенциально "выразительный" ли перед ним или нет по обычным меркам для него, будущий актер. У него была своя система координат: в человеке надо было посеять сомнение, философию, чтобы он совсем не был уверен в том, что двери только в одну сторону открываются. А потом строить с ним новые миры.
Он жил в Литве. Учился в Москве на курсе у Андрея Гончарова в ГИТИСе. Работал в Вильнюсском Молодежном и Каунасском драматическом театре, в 1998 возглавил собственный театр Meno Fortas, прописку в котором получили такие шедевры Някрошюса как "Макбет", "Отелло", "Времена года", "Фауст", "Идиот", "Божественная комедия". Раздвинул театральные границы Литвы, прославившись с Meno Fortas на весь мир.
Из жизни он ушел в 65 лет. В Вильнюсской больнице ночью, за день до своего дня рождения, 21 ноября, - накануне 20 ноября, возвратившись из очередной поездки. Более 30 драматических и оперных спектаклей в Литве и за рубежом, премия Станиславского, "Золотые маски", призы ведущих европейских театральных фестивалей - его главное наследие. "Я не из таких режиссеров, которым нужны хорошие условия", - признавался Някрошюс в одном из редких своих интервью. Гениального "Макбета" вселенского размаха он мог поставить и в крошечной комнате. Репетировал по принципу - все в масштабе, и как в архитектуре: "Здесь актер делает два шага, на сцене - 6. Нужно точно все сделать, и потом просто увеличить... Молодые режиссеры часто жалуются: нет условий, нет помещения для репетиций, темно... Нельзя так думать. Самое главное - хотеть. Надо иметь огромное желание и идею и больше ничего не надо... Театр так устроен, что никогда всем не угодишь, а если вдруг угодил - ищи проблему"...
Эймунтас Някрошюс был уверен, что очень редко бывает, когда спектакль имеет свою судьбу. В своем театре это убеждение он опровергал каждой своей премьерой. И свидетелями тому были Гамлет, Отелло, Фауст, Иванов, все три сестры и князь Мышкин.