О необходимости принятия этого законопроекта не раз высказывались театральные деятели на страницах "РГ". Так, на "Деловом завтраке" в нашей редакции генеральный директор Большого театра Владимир Урин заявил: "Перепродажа билетов будет запрещена, и деятельность перекупщиков станет вне закона. Продавать билеты можно будет только по лицензии театра и только по тем ценам, которые установил театр. За противозаконную деятельность предусмотрены серьезные штрафные санкции".
В связи с тем, что билеты, купленные на концерты или спектакли, можно было легко вернуть в кассы, спекулянты отладили свою схему: сначала скупались билеты по невысокой цене напрямую в кассах, потом продавались в 3-10 раз дороже заявленной стоимости, а все нереализованные билеты спокойно возвращались в кассы с минимальной потерей денег, из-за чего театры, концертные залы и музеи несли большие убытки. Сумма возврата билетов недобросовестными покупателями в Театре Наций за театральный сезон составляет более трех миллионов рублей. Только за период с 1 января по 30 апреля 2018 года такие "покупатели" вернули билетов на сумму 1 012 350 рублей.
Чаще всего от спекулянтов страдают пользующиеся большим спросом у зрителя ведущие московские театры - Большой, МХТ им.Чехова, Театр Наций, "Ленком", Театр им. Вахтангова. Перед спектаклями на ступеньках театров всегда можно купить билеты на вечерний спектакль, правда, по сильно завышенной цене. Так, по словам Владимира Урина, порог стоимости билетов на самые популярные в репертуаре Большого театра спектакли составляет 15 тыс. рублей и повышаться в ближайшее время не будет. Зато у спекулянтов из года в год цены на самый любимый у зрителя новогодний балет "Щелкунчик" достигают 50-100 тыс. рублей. И это не предел.
В законопроекте предлагается запретить реализацию билета по цене выше стоимости, указанной на нем, а продавать билеты, кроме организаторов мероприятий, могут только индивидуальные предприниматели и юрлица, заключившие с организаторами договор - причем их комиссия составит не более 10% от стоимости билета. Кстати, именно с такой наценкой сейчас работают официальные электронные билетные кассы - то есть, к примеру, если вы купили билет в интернете за 600 рублей, то еще заплатите вполне "законную" комиссию 60 рублей за услуги системы онлайн-бронирования.
Страдали от перекупщиков и Третьяковка, и ГМИИ им. А.С.Пушкина. Так, среди стоящих на Серова и Айвазовского всегда находились люди, которые предлагали билеты за 2000-3000 рублей, которые якобы позволяли пройти на выставку без очереди. Хотя с введением электронных билетов в музеях поход на популярную выставку уже давно перестал быть головной болью: нужно только выбрать сеанс, в который удобно прийти в музей, оформить билет на сайте (заплатив всего около 500 рублей), прийти к выбранному времени в галерею и войти в ее здание без очереди. Никаких "мифических" билетов за 2000-3000 рублей, которые давали бы свободный проход в музей, просто не существует. Билет, купленный на официальном сайте музея, дает такую возможность.
Как ожидается, новый законопроект будет также бороться и с сайтами-"зеркалами", которые не имеют никакого отношения к официальным билетным кассам или театрам: в строчке поиска они "выскакивают" даже раньше, чем официальные сайты театров, и по своим адресам уж очень сильно напоминают их - разница всего в одной или паре букв. Соответствующие поправки готовятся и будут рассмотрены Госдумой во втором чтении. "Как только в законе будет прописан запрет, мы сможем подавать в суд на перекупщика и закрывать сайты, торгующие билетами, в досудебном порядке, - говорит Владимир Урин. - До сих пор, если мы подавали в суд на сайт и выигрывали дело, этот сайт закрывался и через 15 минут открывался с другим доменом, не зарегистрированным на территории РФ". Кстати, купив билет на таком "подставном" сайте втридорога, можно вообще остаться без зрелища. Неофициальные кассы продают билеты на те места, которые давно выкуплены на официальном сайте театра или в его кассе.
Также предусмотрено введение именных билетов, по которым можно пройти в театр только с документами, удостоверяющими личность. Большой театр давно ввел такую практику: эта мера позволила решить проблему с дефицитными спектаклями. Билеты на новогоднего "Щелкунчика" заканчивались за два-три дня, только-только успев появиться в продаже, потому что скупались через кассу спекулянтами. Когда в 2017 году Большой театр ввел паспорта для покупки билетов не только в кассе, но и в интернете, билеты на "Щелкунчика" держались в продаже полтора месяца. При этом, как говорит генеральный директор Театра им. Вахтангова Кирилл Крок, паспортная система не означает, что нельзя купить билет в подарок - всегда можно назвать имя в кассе того, на кого вы хотите оформить билет. Кстати, пока Вахтанговский именные билеты не вводил.
Как рассказывают в "Ленкоме", беда достигла таких невероятных масштабов, что бороться с ней можно, только продавая от 2 до 4 билетов в одни руки.
Бороться с незаконной продажей билетов помогут и немаленькие штрафы: для частных лиц они составят от 100 до 300 тыс. рублей, от 150 тыс. до 400 тыс. рублей для должностных лиц, от 200 тыс. до 500 тыс. рублей для индивидуальных предпринимателей и от 700 тыс. до 1 млн рублей для юридических лиц. До 500 тыс. заплатят учреждения культуры, если они отказываются вернуть деньги за отмененную или перенесенную на другую дату постановку.
Кроме того, в какие сроки и как возвращать билет, компенсировать ли полную стоимость, будет решать каждый театр сам. Как говорят в театрах, это единственно верное решение. Все театры ведут разную экономическую политику, финансируются и зарабатывают по-разному. В музыкальных театрах билеты продаются за полгода, в драматических - за 1-3 месяца. Поэтому и решать, за сколько дней можно будет сдать в кассы билеты без ущерба для обеих сторон, театры будут решать самостоятельно. Раньше Большой театр, к примеру, решал вопросы возвратов в судебном порядке.
Мария Ревякина, директор Театра Наций:
- Законопроект, направленный на борьбу с "билетной мафией", прошел первое чтение, сейчас мы ожидаем второго, так как в документ должны быть внесены еще некоторые дополнения. С нашей точки зрения, это будет однозначно действенный законопроект, который поможет ограничить деятельность спекулянтов.
В первую очередь, "билетная мафия" приносит театру имиджевые, репутационные убытки. Поскольку зрители, покупающие билеты у перекупщиков на сайтах-близнецах, не замечают, что нужно посмотреть наверх страницы и уточнить - и потому не знают, что это не официальный сайт Театра Наций.
В прошлом сезоне в театр приходили люди с заклеенными (на билетах) штрихкодами, сумма реализации которых составила около двадцати миллионов рублей. Это те билеты, на которых кто-то заработал. Поэтому пункт в новом законопроекте о том, что исправленные и испорченные билеты не являются действительными, это уже плюс. Мы будем иметь право не пускать людей с такими билетами. Это насторожит и самих зрителей: как и где они должны покупать.
Проблема возврата билетов, которая бывает, когда перекупщики не смогли распродать билеты, тоже существенная. Она должна сводиться к реализации - допустим, если человек возвращает билет за три дня до спектакля, мы можем его принять.
Введение именных билетов для нас неактуально, у нас никогда такого не было, нам это не нужно. Каждый театр принимает такое решение индивидуально. Я думаю, это актуально только для Большого театра, так как у них какие-то сумасшедшие проблемы с перекупщиками.