Эксперты оценили перспективы выпуска региональных облигаций

Российские регионы снизили активность на долговом рынке: в 2018 году размещений облигаций было значительно меньше, чем в 2017-м. Однако эксперты ожидают возврата интереса к этому инструменту.

В течение 2018 года на первичном рынке субфедеральных и муниципальных облигаций наблюдалась крайне низкая активность. По данным БК "Регион", годовой объем размещений составил всего 85,9 миллиарда рублей. Это в 2,6 раза ниже показателя 2017 года (226,1 миллиарда рублей) и в 1,8 раза показателя 2016 года (158,7 миллиарда рублей).

"Несмотря на то что второе полугодие и особенно последние месяцы года традиционно являются периодом высокой активности субфедеральных и муниципальных заемщиков, в 2018 году в декабре полноценных размещений регионов не было, - отмечает главный аналитик долговых рынков БК "Регион" Александр Ермак. - Размещения Кировской области и Карелии по одной облигации, состоявшиеся 14 и 26 декабря 2018 года, были техническими".

По мнению Ермака, такая слабая динамика стала следствием роста процентных ставок на рынке. Многие регионы отказались от выхода на публичный рынок, отдав предпочтение банковским кредитам. Им было выгоднее привлекать средства по старым, заключенным по более низким ставкам, кредитным договорам.

В 2017 году предполагалось, что регионы за три года выплатят большую долю долга минфину, и долгосрочные бюджетные кредиты больше не будут выдаваться, напоминает эксперт группы суверенных рейтингов и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Елена Анисимова. В таких условиях неизбежным был бы рост доли рыночного долга, которым бы субъекты замещали бюджетные кредиты, подлежащие погашению, а также рост процентных расходов регионов (бюджетные кредиты выдавались по нерыночной ставке 0,1 процента).

В 2018 году регионы снизили активность на долговом рынке: многие из них отказались от выпуска облигаций, отдав предпочтение банковским кредитам

Однако, чтобы этого не произошло, в конце 2017 года была проведена реструктуризация бюджетных кредитов для большинства регионов, часть из них дополнительно получили займы из федеральной казны. В результате погашение бюджетных кредитов было растянуто на семь лет. "При соблюдении определенных условий срок реструктуризации может составить 12 лет. Такие темпы замещения, безусловно, не ведут к значимому росту доли рыночного долга, этот процесс "отодвинули" на несколько лет", - поясняет Елена Анисимова.

В 2019 году, как и в 2018-м, также не будет необходимости существенно наращивать долю рыночного долга. Гасить необходимо только пять процентов от реструктурированных кредитов, поэтому динамика сектора будет определяться в первую очередь текущей конъюнктурой, во вторую - совокупным объемом долга, подлежащего рефинансированию, полагает эксперт.

По прогнозу Александра Ермака, в 2019 году вполне стоит ожидать рост интереса регионов к облигационному рынку. "По нашим оценкам, исходя из заложенных в бюджетах планов, в 2019 году объем размещения может составить около 260 миллиардов рублей", - уточняет он.

Цели любых заимствований регионов ограничены Бюджетным кодексом. В соответствии со ст. 103 БК РФ, облигации размещаются для финансирования дефицита бюджета и для погашения долговых обязательств (то есть для рефинансирования долга). В конце прошлого года в качестве целей заимствования также было утверждено пополнение остатков средств на счетах бюджета субъекта. Раньше такая цель была закреплена только за казначейскими кредитами, выдаваемыми на 90 дней.

По словам Елены Анисимовой, есть и другие, не регламентируемые цели размещения. Это поддержание истории заимствований на публичном рынке, отношений с инвесторами, диверсификация источников финансирования.

В 2019 году объем размещения регионов на долговом рынке может составить 260 миллиардов рублей

По данным БК "Регион", на рынке субфедеральных и муниципальных облигаций на конец 2018 года было представлено 130 выпусков долговых ценных бумаг 51 эмитента, в том числе 11 выпусков шести органов местной власти. Максимальную долю рынка по объему в обращении (около 13 процентов) из года в год занимают облигации Красноярского края. На второе и третье места после размещения новых займов вышли Нижегородская и Самарская области (7,5 и 7,4 процента соответственно). В пятерку крупнейших эмитентов по объему облигационных займов вошли Московская область и Санкт-Петербург с долей 6,6 и 5,32 процента рынка соответственно.

Доля облигаций региональных эмитентов первого эшелона (с высоким кредитным качеством) в конце 2018 года выросла до 56,5 с 50,2 процента в его начале. Доля облигаций второго и третьего эшелонов составила 19,7 и 20,7 процента соответственно.

Инвесторы, как институциональные (банки, негосударственные пенсионные фонды, страховые компании), так и розничные, с интересом относятся к вложениям средств в облигации регионов. Кредитное качество эмитентов в основном устойчивое, и это подтверждается рейтингами кредитных агентств. Среди выходивших на публичный рынок с облигационными займами в 2018 году регионов преобладали эмитенты с уровнем рейтинга от "А" и выше (от российских агентств АКРА и "Эксперт РА"), говорит Александр Ермак.

Доля российских банков среди инвесторов на рынке субфедеральных облигаций, по оценке БК "Регион", доходит до 70 процентов. Главная причина их интереса - более низкое давление на норматив достаточности капитала по сравнению с корпоративными облигациям сопоставимого качества.