После двадцати лет забвения восстанавливается аэропортовый комплекс в Вельске - райцентре на юге области. Принимает самолеты аэропорт крупнейшего в регионе города Котласа, переживший распродажу авиапарка и годы простоя. Возрождается уже выставленный на торги аэродром в далеком селе Лешуконское. Начинается реконструкция советского авиационного наследия на Соловецких островах.
Для Поморья с его огромной территорией и обилием медвежьих углов, до которых можно добраться только самолетом, возрождение авиации - вопрос жизни. Но за десятилетия летная инфраструктура в глубинке либо сильно изношена, либо полностью утрачена. В некоторых районах совсем не осталось специалистов, которые могли бы ее воссоздать.
- Транспортная безопасность региона с такими географическими особенностями невозможна без развития местной авиации, - отмечает генеральный директор компании "Аэропорт Архангельск" Ваге Петросян. - При этом очень сложно найти инвестора, которого заинтересует сохранение аэропорта, например в селе Лешуконское. А у него есть еще целый ряд посадочных площадок в деревнях, где живет не больше ста человек. И эти площадки надо содержать, как минимум для санавиации.
Приватизация нескольких аэропортов области не спасла, а лишь усугубила ситуацию. Поэтому в Поморье решили объединить воздушно-транспортный комплекс региона под общим областным управлением, что помогло привлечь инвесторов. Сейчас создается единая сеть региональных аэропортов.
- Это решение позволило провести их реконструкцию, модернизировать устаревшую инфраструктуру, открыть новые маршруты. К примеру, в Котласе никто уже не верил, что такое возможно. Авиационные техники полтора года сидели без работы, потому что другого аэропорта в городе нет. А сейчас из Котласа можно улететь не только в Архангельск, но и в Петербург, Сыктывкар, - перечисляет Ваге Петросян.
Важным шагом на этом пути стала передача главной воздушной гавани региона - аэропорта "Архангельск" - из федеральной в областную собственность. За счет собственных и привлеченных средств он начал масштабную реконструкцию, которая сделает его самым современным на северо-западе страны. В Архангельске уже появились телетрапы, которые до сих пор имелись только в крупнейших городах страны. Модернизируются терминалы и привокзальная площадь, а реконструкция взлетно-посадочной полосы позволит принимать воздушные суда всех типов. Ожидается, что в 2019 году аэропорт посетит рекордный миллион пассажиров.
Уже весной авиасообщение впервые с 1990-х годов снова свяжет с Архангельском и другими городами небольшой Вельск. Инвестором по восстановлению аэропортового комплекса в одном из ключевых транспортных центров области выступил крупный лесоперерабатывающий холдинг. Взлетно-посадочную полосу удлинили до 1800 метров для приема крупных самолетов. Строится аэровокзал площадью более 800 квадратных метров, создается современная инфраструктура.
Большому бизнесу нужны высокие скорости, поэтому именно его потребности ускорили возрождение местной авиации, которая будет работать на всем Поморье.
- Открытие обновленного аэропорта в Вельске поможет раскрыть туристический потенциал двух крупных районов юга Архангельской области - Вельского и Устьянского, а также маршрутов в Коношский, Шенкурский и Няндомский районы. Аэропорт вдохнет жизнь в экономику территорий. Развитие авиасообщения необходимо и для мероприятий всероссийского и международного уровня, которые здесь проходят, - считает губернатор Поморья Игорь Орлов.
На очереди - возрождение авиаперевозок в Каргополе, Верхней Тойме, Мезени и других городах области. По оценкам экспертов, уже через пять лет местная авиация выйдет на самоокупаемость и перестанет нуждаться в бюджетной поддержке.
Борис Панфилов, руководитель рабочей группы по восстановлению и развитию региональных перевозок в СЗФО:
- За последнюю четверть века в Северо-Западном федеральном округе произошло резкое сокращение числа аэропортов и практически ликвидирована инфраструктура. Рабочая группа по восстановлению и развитию региональных перевозок собрала данные о состоянии всех аэродромов, которые можно было бы использовать при определенных капиталовложениях. Их набралось шестьдесят. Большинство аэродромов находится в федеральной или региональной собственности или принадлежит авиакомпаниям, подконтрольным местным властям. Однако у региональных бюджетов обычно не хватает средств на реконструкцию и модернизацию аэродромов и аэропортов. Поддержка инвесторов позволит сделать это.