Идея снять "Брата" пришла к Балабанову после прочтения романа "Антикиллер" Корецкого, так как в 90-е боевики пользовались особым спросом. И эта затея превратилась в главный для режиссера (да и, пожалуй, для целого поколения) фильм, описавший переломное десятилетие, когда характерными стали растерянность, простодушие и отстраненность. Данила Багров, одинокий, выпавший из общего контекста после возвращения из армии, моментально превратился в первого героя постсоветского кинематографа и стал родным для широкого зрителя. Потому что тому самому зрителю были знакомы потерянность и одиночество. Создание ленты держалось на энтузиазме команды: многие работали бесплатно или за символическую сумму, а финансировала создание фильма СТВ, частная киностудия Алексея Балабанова и Сергея Сельянова.
"Мы со Славой [Бутусовым] договорились, что он дает нам музыку просто так, а я потом делаю ему клип на основе фильма. Клип этот потом показывали по телевизору много раз. Собрались и сделали кино вместе. Очень дешево и быстро. Света Письмиченко по старой памяти снялась, в "Замке"‑то она получала деньги. Витя Сухоруков тоже по старой памяти", - вспоминал режиссер. К слову, картину сняли за 31 день - поучиться бы современным кинодеятелям!
Над сценарием режиссер начал работать в 1998 году. "Во-первых, война (вторая чеченская) тогда шла. Во-вторых, я познакомился с ребятами, которые в ямах сидели. Они мне очень много рассказали про это всё - про чеченцев, про зинданы... Одного парня просто из Москвы украли - в фуре со стекловатой вывезли в Чечню на Новый год. Папа у него богатый просто очень был. Я встречался в Москве с теми, кто выжил. Очень многие не вернулись просто. И я решил сделать кино", - вспоминал Балабанов в 2009 году.
Помимо обычных киношных трудностей команда столкнулась с трудностями психологическими. Чтобы добиться максимального натурализма, режиссер просматривал кассеты, на которых боевики пытали пленных. Вероятно, отсюда и рождается впечатление, что фильм Балабанова - не просто о чеченской кампании, но о природе вооруженных противостояний в принципе. И сам режиссер называл свою картину "неполиткорректным "Кавказским пленником".
Черную комедию Алексея Балабанова "Жмурки", кажется, в нашей стране видел каждый вне зависимости от возраста или политических взглядов. Эта работа режиссера стала достойным ответом "Бешеным псам" Квентина Тарантино, и отсылки к манере американского режиссера порой неприкрыто проскакивают в гротескной и пародийной ленте Балабанова. Здесь сошлись замечательные треки, любимая режиссером атмосфера 90-х годов, прекрасно показавшие себя, хоть и редко радующие талантом актеры. Фильм прекрасен тем, что он не скрывает своей сатирической направленности и строго осуждает среду, в которой приходится существовать народу: здесь бургеры соседствуют с пирожками, а бандиты становятся депутатами.
Алексей Балабанов впервые попробовал отойти от жанра боевика и обратиться к теме жизни с осознанием смертельного заболевания в трогающей сердца картине "Мне не больно". "Фильм "Мне не больно" - новая страница в биографии Алексея Балабанова. Это большое мужество - отказаться от того, что было раньше так успешно, что приносило режиссеру славу, и поставить на новую неизведанную страницу в своем творчестве", - отмечал в интервью "РГ" исполнивший роль Сергея Никита Михалков. А Рената Литвинова покорила зрителей в образе умирающей от рака крови Таты: актриса стопроцентно совпала со своим образом на экране, и заслуга Балабанова в том, что именно он настоял на участии Литвиновой в фильме.
Картина Балабанова еще больше резонирует на фоне предыдущей работы, мелодрамы "Мне не больно", которую уже успели назвать новой "тенденцией" Балабанова. Впрочем, сценарий к ней писал не сам режиссер, а "Груз 200" - полностью балабановский продукт. Многие актеры, прочитав сценарий, отказывались сниматься в фильме и советовали режиссеру прекратить работу над проектом. Среди них были Евгений Миронов и Сергей Маковецкий, для которых, кстати, и писался сценарий. Понять их можно - фильм получился намного более жестоким, чем предыдущие работы режиссера: насилие психологическое сменялось физическим, страх полной безнаказанности тех, кто его совершает. И виной всему этому злу - равнодушие, что тоже особенно пугает.
Фильм закрепил за режиссером ярлык "чернуха": ленту о жестоких нравах провинциального города и звенящей безысходности во "второй половине 1984 года" противоречиво приняли зрители и критики. Для одних фильм стал лучшим за всю карьеру режиссера, других от него воротило. "Груз 200" для меня лично - не приговор и не дань. Это просто кино про 1984 год, каким я его помню, каким я его представляю и вижу. Мне хотелось сделать жесткий фильм о конце Советского Союза - вот я его и сделал", - рассказывал Балабанов в интервью.