Сегодня на торгах побеждает тот участник, который предложил наименьшую цену, при этом качество его работы не имеет значения. Но простые расчеты показывают, что при слишком низкой стоимости услуг охранные организации не могут выполнять даже первоочередные обязательства по выплате заработной платы и налогов. О других статьях расходов и вовсе приходится забыть.
Специалисты полагают, что получатели контрактов, занизившие их цену, попросту закрывают глаза на соблюдение элементарных требований к охране. В итоге на рынке процветает демпинг, который исключает здоровую конкуренцию и приводит к снижению качества услуг.
Об этом говорили представители охранных предприятий из девяти регионов страны на встрече в Архангельске, на площадке Торгово-промышленной палаты Поморья.
- К участию в торгах на охрану объектов соцсферы сегодня допускаются все желающие, их компетентность не проверяется, - отметил председатель Архангельского регионального объединения работодателей в сфере охраны и безопасности Александр Цегалко. - Какая-нибудь предприимчивая фирма с тремя сотрудниками в штате опускает цену контракта ниже себестоимости услуги, а потом спешно начинает искать согласных поработать на субподряде за такие деньги. В итоге на объект, который должен охраняться самым серьезным образом, ставят бабушку за 80 рублей в час. При всем уважении к людям старшего поколения подчеркну, что полноценная охрана подразумевает хорошую физическую подготовку.
Предприятия с достаточным штатом сотрудников, регулярно занимающихся в спортзале, не могут соперничать с теми, кто искусственно занижает цены. Это легко докажет любой бухгалтер. Стоимость одного часа работы охранника складывается из его заработной платы, налогов и других обязательных отчислений, накладных и прочих расходов. Специалисты охранных фирм Архангельской области подсчитали, что цена такой работы в регионе не может быть ниже 227 рублей в час, а для районов Крайнего Севера минимальная сумма составляет 294 рубля.
Однако на практике торги начинаются с гораздо меньших сумм, которые в итоге еще снижаются в два-три раза. Так, начальная цена контракта на охрану социального центра в одном из районов Поморья составляла 158 рублей в час, а получила его фирма, предложившая 73 рубля. Торги на охрану управления одного из фондов в Архангельске начались со 180 рублей, а завершились на 61 рубле.
- Возникает вопрос: как охранному предприятию при таких ценах удается выплачивать налоги и хотя бы минимальный размер оплаты труда сотрудникам? Вывод напрашивается один: оно уклоняется от уплаты налогов, а заработок выдает в конвертах.
Я уже не говорю о таких обязательных расходах, как обучение, форма, административный персонал, - подчеркнул гендиректор архангельского охранного предприятия Евгений Трофимов.
Руководитель контрактного агентства Архангельской области Константин Северьянов напомнил, что многое диктует рынок:
- Если кто-то из участников закупок предлагает более низкую цену - демпинговую, как вы ее называете, - мы с этим ничего поделать не можем. Мы руководствуемся теми документами, которые участники вносят в составе заявки. Техническое задание также не ставим под сомнение. Если какие-то предприятия в дальнейшем нарушают закон - не платят налоги, недоплачивают зарплату, - пусть профессиональное сообщество это отслеживает.
Похожая ситуация сложилась и в других регионах страны. Некоторые из них (например, Карелия) разработали механизм, регулирующий закупки охранных услуг. В его основе лежит как раз методика расчета минимальной цены контракта, позволяющая нормально работать добросовестному бизнесу. А в Пермском крае внедряют отраслевые стандарты качества.
- Мы не защищаем собственный бизнес, а пытаемся навести порядок в отрасли, чтобы все действовали по правилам, - поясняет президент общероссийского объединения работодателей в сфере охраны и безопасности Александр Козлов. - Это особенно важно, когда речь идет о социальных объектах. После трагедии в Керчи встал вопрос обеспечения безопасности школ. Давайте в первую очередь подумаем о детях, а коммерческие структуры сами решат, кто их будет охранять.
Проблему усугубляет отсутствие единых требований к охране образовательных учреждений. Сегодня каждая школа решает вопрос по-своему.
- До недавнего времени большинство школ обеспечивали охрану собственными силами, то есть вахтерами, сторожами и техничками. Такие "охранники" не обладают ни необходимыми навыками, ни опытом, ни подготовкой. В кризисной ситуации они, к сожалению, ничего не смогут сделать. А по закону образовательное учреждение несет полную ответственность за детей, когда они находятся на его территории. И некоторые директора школ нашли выход: заключили договоры на охранные услуги со специализированными предприятиями. Но на деле тех же вахтеров и сторожей выучили на охранников самого последнего разряда и перевели в штат охранных фирм. При этом на практике ничего не изменилось, - говорит Евгений Трофимов.
На днях вопрос охраны объектов соцсферы обсуждался и в Торгово-промышленной палате России. Участники встречи в Архангельске передали на федеральный уровень свои предложения: внести изменения в методику расчета начальной цены контракта, дать пошаговые рекомендации муниципалитетам, принять единые требования к охране образовательных учреждений.
Охранные предприятия предложили архангельским школам современную разработку для обеспечения безопасности: на телефоны всех сотрудников - от вахтера до директора - устанавливается специальное мобильное приложение. В случае опасности достаточно нажать тревожную кнопку на экране. Сигнал сразу передается на централизованный пульт охраны, и на место выезжает экипаж.
Преимущество этой разработки заключается в экономии времени: не приходится долго объяснять, что случилось, как при звонке в экстренные службы. В школах провели учения, система работает нормально. Но ее внедрение зависит от финансирования.