Как отметил руководитель исследования - проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец, спад определяется снижением потребительского оптимизма. Обеспокоенность россиян своим финансовым положением не могла не отразиться на их покупательской способности.
О снижении продаж "легковушек" говорят и данные аналитического агентства "Автостат". По информации агентства, если в первом полугодии 2018 года темпы роста авторынка были на уровне 16,6 процента (по сравнению с аналогичным периодом 2017 года), то во втором полугодии этот показатель снизился до 8,4 процента.
Причем впервые за последние годы в структуре продаж снизилась доля автомобилей, купленных в кредит.
- Российский авторынок растет второй год подряд, - комментирует статистику исполнительный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов. - Однако во втором полугодии 2018 года темпы заметно снизились и составили менее десяти процентов. Одной из причин является сокращение господдержки льготного кредитования.
По информации Национального бюро кредитных историй, во второй половине 2018 года в кредит продано 420 тысяч автомобилей, что на 0,1 процента меньше, чем за аналогичный период 2017 года (420,5 тысячи). Что касается южных регионов, то здесь картина неоднозначная. В Ростовской области, к примеру, как и в целом в России, машин в кредит во втором полугодии 2018 года купили примерно на 300 штук меньше. На шесть процентов снизился этот показатель в Астраханской области. А вот на Кубани во втором полугодии, напротив, выдали на 550 автокредитов больше.
При этом аналитики Финансового университета отмечают, что постепенно тенденция начинает меняться и в январе отмечен рост интереса к покупке новых авто. Особенно активны здесь жители Новороссийска, Мурманска, Санкт-Петербурга, Сочи и Краснодара. Кстати, те же Краснодар и Сочи оказались в числе городов, где автокредиты пользуются высоким спросом.
Между тем эксперт в области финансового планирования и инвестиций Игорь Захидов считает, что продажи авто начнут расти лишь в том случае, если экономика будет показывать устойчивый рост или же государство решит продолжить субсидирование отрасли.
- Главная причина снижения автопродаж - реальные доходы населения, которые в последнее время не растут или даже снижаются. Плюс к этому дорожают продукты питания и бензин. В этой ситуации те, кто раньше менял машину один раз в три года, теперь считают, что и пять лет поездить можно. И даже если банки станут активнее продвигать автокредитование, кардинально это ситуацию не изменит.