Речь идет о тех, кто не соблюдает правила возрастной маркировки, размещения и публикации информации, предназначенной для детей.
Например, содержание книги, на которой стоит знак 10+, на самом деле больше подходит для аудитории 18+, либо там есть вредоносная информация о наркотиках и суициде.
Итак, за нарушение таких правил штраф для граждан предлагается увеличить с трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией, для должностных лиц - с 10 тысяч до 20 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - тоже с 10 тысяч до 20 тысяч с конфискацией, также возможна приостановка деятельности на срок до 90 суток. Юрлиц оштрафуют на 100 тысяч рублей (сейчас 40 тысяч) с конфискацией, а также приостановкой деятельности до 90 суток.
Как пояснили "Российской газете" в аппарате сенатора Людмилы Боковой, которая внесла проекты в Госдуму, с момента начала действия закона о защите детей от вредоносной информации прошло девять лет, и практика применения показала, что в ряде случаев существующий размер штрафов является несерьезным наказанием. Например, в одной из областей в продаже была детская книга без возрастных ограничений к прочтению, где был фактический призыв к суициду.
Издатели этой книги заработали на ее продаже несколько миллионов рублей, а заплатили штраф не более 20 тысяч рублей. Получается, издатель не понес реальной экономической ответственности. Другое дело - повышенные штрафы и изъятие из оборота информационной продукции, которая может нанести вред детям.
Законопроект предусматривает коридор штрафов, чтобы в зависимости от ситуации принимать решение об их размере. Например, когда нарушение произошло случайно, штраф должен быть небольшим. Но когда есть объективная информация, что в свет вышла книга для детей, где есть вредная для них информация, то штраф должен быть существенным, отмечают разработчики законопроекта.
В проекте также предусмотрено расширение понятия "объявление" о привлечении детей к информации, которая не соответствует их возрасту. Такая формулировка не позволяет организовать работу по блокировке информации, которая содержится не в форме объявления. После принятия законопроекта в это понятие попадут, например, посты в социальных сетях.
Кроме того, в законопроекте предусматриваются права ресурсов, которые не являются СМИ, создавали условия для того, чтобы пользователи были защищены.
Ресурсы смогут сами вводить у себя возрастную маркировку. Будут разработаны методички, как реализовать защиту своих пользователей от вредоносной информации.
Пакет поправок к законам создаст больше условий для безопасности детей и их развития. В нем предусмотрено, что образовательные учреждения должны организовать преподавание основ кибербезопасности, сформировать информационную культуру у детей. Уже есть методические рекомендации по этому поводу.
В законе о рекламе появится понятие социальной рекламы в интернете. Сейчас этой нормы для глобальной сети нет, отметили в аппарате Боковой.
Законодательная инициатива уже согласована с заинтересованными ведомствами, ее обсуждение шло два года.