Как сделать комфортным общественный транспорт в сибирских городах

Новосибирск готовится к Молодежному чемпионату мира по хоккею, который намечено провести в столице Сибири в 2023 году. В числе позитивных изменений, обещанных горожанам к этому времени, - модернизация дорожно-транспортной инфраструктуры, обновление парка и улучшение работы наземного пассажирского транспорта.

Работают на износ

О том, что почва под заявленными планами есть, стало известно, как ни странно, не от чиновников, а из бизнес-кругов. По сообщениям информагентств, один из государственных банков в ближайшее время представит губернатору Новосибирской области проект лизинговой программы. Речь идет о комплексных решениях, которые позволят за достаточно короткий промежуток времени обновить большую часть наземного подвижного состава пассажирского транспорта Новосибирска - свыше 500 бортов.

Из сказанного следует, что власти действительно ищут возможности кардинального обновления крайне изношенного парка транспортных средств. По словам вице-мэра Данияра Сафиуллина, средний износ новосибирских троллейбусов достиг 91 процента, трамваев - 81, автобусов - 80 процентов. Помимо того, что техника старая, она еще и некомфортна для пассажиров - преобладают высокопольные или полунизкопольные модели с неудобными сиденьями.

Пока более или менее решается проблема с трамваями - благодаря созданному в Новосибирске совместному российско-белорусскому предприятию, где модернизируют бывшие в эксплуатации вагоны. А ведь есть еще старые автобусы и троллейбусы. И проблема, как обычно, упирается в финансы.

Средств не хватает не то что на обновление, но и на текущее содержание транспорта. Муниципальные предприятия несут убытки. По данным мэрии Новосибирска, в 2018 году расходы "Горэлектротранспорта" (троллейбусы и трамваи) превысили доходы на 445 миллионов руб-лей, ПАТП-4 (автобусы) - на 280 миллионов. Главная причина, как заявляют перевозчики, - заниженные тарифы.

Тарифные дискуссии

В прошлом году тарифы на проезд в общественном транспорте в Новосибирской области повысили. Последний раз это происходило в 2015-м. Однако в саморегулируемой организации "Транспортный союз Сибири" прежним повышением остались недовольны, утверждая, что плата за проезд в Новосибирске все равно остается ниже, чем, например, в Красноярске, Екатеринбурге, Самаре или Нижнем Новгороде.

А вот цены на ГСМ на месте не стояли. По подсчетам перевозчиков, дизельное топливо за это время подорожало в среднем на тридцать процентов, бензин - на сорок, масло - на пятьдесят процентов. Как утверждали в "Транспортном союзе Сибири", из-за нехватки денег пассажирские предприятия экономят на запчастях, выводят на дороги автобусы и троллейбусы на "лысой" резине, что создает угрозу ДТП. В конечном итоге, утверждали перевозчики, сдерживание тарифов может обернуться разорением предприятий

Впрочем, власти против повышения тарифов не возражали. Вопрос заключался в том, насколько их поднимать.

По данным мэрии Новосибирска, средняя себестоимость одной поездки в муниципальном автобусе осенью прошлого года составляла 39,4 рубля, в троллейбусах и трамваях - 24,27, в метрополитене - 22,21 рубля. При этом действующие тарифы составляли соответственно 19, 18 и 20 рублей.

В итоге с 1 декабря 2018 года стоимость проезда в автобусах и поездах метро составила 22 руб-ля, в троллейбусах и трамваях - 21 рубль. При этом перевозчикам указали еще на одну проблему, которую они сами упоминать не захотели. Заместитель главы регионального департамента по тарифам Елена Марунченко сообщила, что в документах, предоставленных перевозчиками для обоснования повышения тарифов, встречались недостоверные данные бухгалтерского учета. Иными словами, не обходилось без "серых" схем.

Сэкономить миллионы

Тем не менее нужно признать, что при новых расценках перевозчики если и приблизятся с самоокупаемости, то решить задачу технического перевооружения по-прежнему самостоятельно не смогут. Так или иначе, требуется государственная поддержка. И возможность получить ее у Новосибирска есть.

Здесь уместно напомнить об опыте российских городов, в прошлом году принимавших матчи чемпионата мира по футболу. Они активно пользовались федеральными программами поддержки производителей подвижного состава наземного электрического транспорта и газомоторной техники и смогли существенно обновить парк пассажирского транспорта.

Постановлением правительства РФ от 21 февраля 2018 года были утверждены новые правила предоставления субсидий из федерального бюджета производителям городского наземного электрического транспорта. Согласно документу, при покупке одного троллейбуса можно сэкономить пять миллионов рублей, троллейбуса с удлиненным автономным ходом - 7,5 миллиона, автобуса с электрическим двигателем и односекционного трамвайного вагона - восемь миллионов, многосекционного трамвая - 15 миллионов рублей.

Условия более чем привлекательные для того, чтобы ими воспользоваться. И в октябре прошлого года мэр Новосибирска Анатолий Локоть заявил о приобретении для города 24 троллейбусов с автономным удлиненным ходом. В этом году мэрия планирует также приобрести 19 газомоторных автобусов большой вместимости.

От парковки до тахографа

Городские власти в последнее время подчеркивают приоритет общественного транспорта над частным. "Нужно создавать условия, чтобы новосибирцы этим транспортом пользовались", - убежден мэр. По его словам, в противном случае не удастся справиться с пробками из-за растущего количества личных автомобилей.

Однако чтобы решить эту задачу, нужно сделать общественный транспорт конкурентоспособным, а это предполагает, в свою очередь, системное решение накопившихся проблем. Изношенные автобусы, троллейбусы и трамваи - проблема главная, но не единственная.

В прошлом году городской Совет депутатов принял "Проект комплексного развития транс-портной инфраструктуры Новосибирска до 2030 года". На его основе будут разработаны комплексная схема транспортного обслуживания населения и комплексная схема дорожного движения Новосибирска. Реализация всех заложенных в проект мероприятий предполагает финансирование в объеме 137 миллиардов рублей. Правда, в течение двенадцати лет и из четырех источников - федерального, областного, городского бюджетов и внебюджетных средств, - но сумма даже для третьего по величине мегаполиса страны немаленькая.

Кроме строительства и реконструкции улично-дорожных объектов, проект предполагает развитие метро, трамвайного движения, парковочных пространств, выделенных полос для общественного транспорта.

В Новосибирске уже приступили к созданию сети платных парковок, что поможет частично разгрузить улицы в центральной части города от стоящих на обочинах автомобилей.

По словам начальника департамента транспорта мэрии Новосибирска Романа Дронова, в городе уже работают три платных парковки, в ближайшее время будет открыто еще три. Их общая вместимость составит 402 парковочных места, а годовой сбор прогнозируют на уровне 20 миллионов рублей (в четвертом квартале 2018-го от введенных парковок получено 4,3 миллиона рублей). Средства направят на создание новых парковочных мест.

Также в городе уже более двадцати улиц оборудовано выделенными полосами для движения общественного транспорта.

А с 1 июля 2019 года во всех городских автобусах, маршрутках, троллейбусах и трамваях появятся тахографы, которые будут регистрировать информацию о скорости и маршруте движения и позволят контролировать режим труда и отдыха водителей.

А пока горожане продолжают жаловаться на долгое ожидание общественного транспорта и длительные промежуточные остановки, не предусмотренные расписанием. Хотя весь подвижной состав муниципального транспорта оборудован навигационными блоками и подключен к системе "АСУ-Навигация", что теоретически должно обеспечивать жесткий контроль соблюдение графика движения. Так что заодно c автобусами и троллейбусами новосибирцам придется подождать реальных перемен.

Между тем

Новосибирские власти не собираются отказываться от проекта "Городская электричка". По словам мэра Анатолия Локтя, в 2019 году должны быть выполнены работы по созданию транспортной и пешеходной доступности в зоне размещения будущих платформ. Напомним, что проект предполагает использование существующих железнодорожных путей и строительство четырех остановочных платформ. Общая стоимость работ оценивается примерно в 600 миллионов рублей. Сроки реализации проекта - до 2025 года.