Все дело в том, что при расследовании ДТП зачастую выясняется, что автобусы были неисправны, а нередко и вообще непонятно, из каких запчастей собраны.
При этом, судя по статистике, количество аварий по вине водителей автобусов растет уже несколько лет подряд. Связано это со многими факторами. В том числе с тем, что автобусы все чаще переходят в частные руки. Ведь сейчас предприятие, которое имеет на балансе автобус, должно проводить его регулярные проверки перед выпуском на маршрут, а также два раза в год проводить техосмотр.
По закону, все то же самое должен проделывать и частный владелец автобуса. Но его невозможно проконтролировать. В результате в Калужской области происходит авария с автобусом, который проходил техосмотр в Красноярском крае в Норильске. А с этим населенным пунктом у европейской части России сухопутных дорог просто нет.
Практически любая операция "Автобус" заканчивается огромным количеством протоколов по причине именно неисправности этих транспортных средств, которые перевозят пассажиров.
Наиболее частые из них - неисправность рулевого управления, тормозной системы, а также отсутствие или неисправность ремней безопасности. Да, на автобусах на междугородных рейсах пассажирам тоже надо пристегиваться, если кто не знал.
Каждый день Госавтоинспекция сообщает о двух-трех авариях с автобусами. И это аварии с пострадавшими.
Единственное исключение - школьные автобусы. С ними тоже происходят аварии. Но в результате нет погибших и даже тяжело раненных. Потому что именно школьные автобусы проходят жесткую проверку перед допуском на маршрут. 24 тысячи таких автобусов перевозят десятки тысяч школьников и за три года ни одной аварии с погибшими.
Но, увы, это не распространяется на другие детские перевозки. Напомним, что понятие детских перевозок четко закреплено в правилах. Требования к ним установлены постановлением правительства. Детской перевозкой считается, если одновременно перевозят восемь и более детей. Но все эти требования не устанавливают, сколько взрослых лиц этих детей сопровождают. Поэтому если автобус заказан для перевозки 30 человек, из которых 15 - дети, то это уже не будет считаться детской перевозкой. То есть требования для нее резко сокращаются.
Это уже считается обычной заказной перевозкой. И именно с такими заказными перевозками происходит больше всего аварий. Потому что неизвестно, какого качества автобус подадут, насколько опытный водитель за рулем, не попадал ли он в ДТП в последнее время.
Напомним, что Госдума приняла закон, который запрещает вообще любые перевозки пассажиров в автобусах без соответствующей лицензии. Однако подзаконные акты, которые сделали бы эту норму обязательной, пока еще не приняты. А поэтому норма не работает.
Также напомним, что Госдума приняла в первом чтении поправки в закон о техосмотре, которые предполагают при его проведении фотовидеофиксацию всех действий. Но пока и он не принят.