- Вместе с изменением темпа и стандартов жизни, - комментирует ситуацию доктор психологических наук, профессор МГППУ Владимир Кудрявцев, - идет смена форматов и способов получения информации о мире. Если в интернете можно выбирать информационные потоки и отключить рекламу, то с телевизором так не получится: реклама прерывает и новости, и передачи в самых интересных местах. Она рвет их восприятие и внедряет клиповое мышление, а сам телевизор дает плавное течение жизни, хотя в реальности она давно динамична. Ничего удивительного нет в том, что в авангарде отказа от старых способов и опробования новых идет молодежь.
Однако даже эксперт оказался не готов к тому, что молодежная аудитория, во-первых, считает не экономным тратить время на ТВ, а во-вторых, в интернете она давно рассредоточилась по сегментам и продолжает дробиться на группы по интересам. Так в ряду причин отказа от посиделок у телевизора молодые люди называли - "мешает учиться/зарабатывать" (16 проц.) , "увеличивает суммы в квитанциях" (17 проц.), "заставляет покупать дорогие товары" (21 проц.), "рекламирует платные каналы, когда есть бесплатный ютуб" (34 проц.), "тратит впустую время" (9 проц.). Как видно из итогов опроса, важный мотив позиции молодежи - экономия. Так студенты НИУ "Высшая школа экономики" подсчитали, что если смотреть телевизор по два часа утром и вечером в будни и целый день в выходные дни, то плата за электроэнергию в месяц увеличится на 150-230 рублей в месяц. И это только за одно телеустройство. Если же дома два-три телевизора, а по статистике в 67 процентах российских домов по два телевизора, и один из них большую часть дня включен, - просто для фона, тогда сумма в квитанции за ЖКХ вырастет на 700-1000 рублей в месяц.
Исчерпывающий, по мнению социологов, комментарий к опросу дал один из его участников, молодой человек из Перми: "За "ящиком" я теряю время и деньги. А когда учишься, подрабатываешь и есть хобби, то "телек" - это рудимент".
В соответствии с этой установкой большинство юношей и девушек - 57 процентов - чаще всего узнают новости в интернете, опираясь на помощь больших информационных порталов. При этом 52 процента их них сортируют новости через поисковики. 23 процента не всегда, но периодически получают информацию из социальных сетей, где зарегистрированы. А небольшой сегмент - 14 процентов - от своих "френдов" в сетях.
Привычка "зависать в сети" у 42 процентов опрошенных распространяется и на то, что художественно-публицистические программы - фильмы, включая документальные, ток-шоу, как правило молодежные, музыкальные и юмористические и даже спортивные трансляции молодые люди предпочитают смотреть через интернет. При этом до 30 процентов - в записи.