Областное управление Федеральной службы судебных приставов начало расследование, увидев в действиях коллекторов "оказание психологического давления, использование выражений и совершение действий, унижающих честь и достоинство должника, что является недопустимым в соответствии с требованиями закона".
Неудобный вопрос - как бороться с коллекторами в таких случаях, редакция задала президенту национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Эльману Мехтиеву.
Вопрос не праздный - в Послании президента Федеральному Собранию назван срок - 1 мая, до которого ЦБ, МВД, Генпрокуратура, СКР и минюст должны будут отчитаться о мерах по пресечению незаконных действий микрофинансовых организаций и коллекторов. По мнению Мехтиева, "профессиональные участники рынка уже давно поняли, что, не очистив рынок от подобных практик, мы не сможем продолжить развивать в целом финансовый рынок".
Речь не идет о запрете микрокредитования и действий по взысканию, речь - о наведении порядка и формировании основ цивилизованного рынка без обмана и вымогательства. По мнению президента ассоциации профессиональных коллекторов, необходимо, чтобы каждый "герой", называющий себя коллектором, знал про неизбежность наказания за нарушение закона, а профессиональное сообщество должно принять единые стандарты оказания услуг.
Вот как ответил Эльман Мехтиев на вопрос, как правильно себя вести, если в дверь позвонил коллектор и ведет он себя по-хамски.
- Заемщику важно знать свои права. В принципе, все они перечислены в законе о взыскании просроченной задолженности, - объяснил президент ассоциации "законных" коллекторов.
Сотрудник должен обязательно представиться - назвать свою фамилию, имя, отчество и компанию, которую он представляет. Он может звонить и отправлять сообщения только определенное количество раз в неделю. Законный коллектор не имеет права причинять вред в любой форме, применять физическую силу, угрожать, оказывать психологическое давление, наносить вред личному имуществу. Он должен вести диалог в деловом стиле, не переходя на повышенные тона с использованием ненормативной лексики.
- Мы советуем должникам проверить наличие его компании в реестре службы судебных приставов, если речь идет о коллекторском агентстве, или в реестре ЦБ, если это микрофинансовая организация.
Но если должник увидит, что действия коллектора отличаются от всего перечисленного ?
Мехтиев уверяет, что ему стоит незамедлительно написать обращение к ним. Несколько лет назад профессиональные коллекторы создали свой контрольный комитет, который отслеживает и решает подобные проблемы. На официальном сайте их организации, которая называется НАПКА, создан специализированный раздел "Добро пожаловаться", через который идет прием обращений.
Можно отправить письмо на почту: jaloba@napca.ru. В основном там разбираются своими силами, но когда речь идет об организациях, не входящих в ассоциацию, обращения граждан передают для реагирования в надзорные органы.