IMO устанавливает требования по сокращению вредных выбросов с судов с 2005 года. Оксид серы - одно из основных загрязняющих веществ. Сейчас содержание оксида серы ограничено уровнем 0,1 % в зонах особого контроля выбросов серы (SECA), куда относятся порты Евросоюза (Балтийское и Северное моря, пролив Ла-Манш), прибрежные зоны США и Канады, Карибское море, Бохайский залив, дельта реки Янцзы и Жемчужной реки. В остальных акваториях допускается содержание серы до 3,5%.
Рынок морского бункерного топлива потребляет половину произведенного в мире мазута. В России производство в 2018 году составило 46,4 миллиона тонн, большая часть ушла на экспорт, где велики доли Нидерландов, Мальты и США, следует из данных таможенной службы. По подсчетам Thomson Reuters, содержание серы более чем в 90% российского мазута выше 1%.
В России власти стимулируют производителей нефтепродуктов модернизировать заводы под выпуск более экологичного топлива (программа модернизации идет с 2011 года). Последние меры предусматривают введение отрицательного акциза на темное судовое топливо с содержанием серы до 1,2% и внедрение установок гидрокрекинга для производства дистиллятов, в том числе газойля.
Для судовладельцев альтернативой высокосернистому мазуту могут стать СПГ или малосернистые дистилляты. Еще один вариант - установка скрубберов на судах, они абсорбируют серу оксидами цинка. Это не самый удобный способ, так как скрубберы могут занимать до четверти полезной площади судна, а очистка выхлопов напрямую зависит от объема абсорбента на борту.
Спрос на российский высокосернистый мазут после 2020 года может быть обеспечен странами с менее жесткими экостандартами (преимущественно Азия) для использования на суше, а также в качестве топлива для судов со скрубберами, говорится в энергобюллетене Аналитического центра при правительстве РФ. В меньшей степени высокосернистый мазут могут использовать в топливных смесях. Кроме того, в России возможно применение высокосернистого мазута для производства дизеля на новых установках гидрокрекинга.
За соблюдением ограничений по выбросам должны следить государства, где зарегистрированы морские суда, и сами порты. Некоторые судоходные компании рассчитывают на временное отступление портов от правил в случаях, когда судовладелец предоставит документ об отсутствии топлива нужной чистоты по маршруту следования. Что касается российской нефтепереработки, то крупнейшая нефтекомпания РФ может понести убытки от новых ограничений IMO, но в целом по рынку, скорее всего, это будет компенсировано продажами качественного низкосернистого дизеля, на который будет расти спрос на фоне его "выдворения" с материковой части ЕС (речь о "дизельгейте"), считают в Институте развития технологий ТЭК.