И хотя программа концерта немного удивила своей легкостью: первое отделение - всего три не самые сложные арии - две Верди (Эболи из "Дон Карлоса") и ария Адрианы Лекуврер Чилеа, а вторая часть программы была и вовсе отдана песням и испанской оперетте - сарсуэле, певица была абсолютно обворожительна во всем. Вокальная техника ее безупречна, голос звучит очень красиво и естественно, без малейшего форсажа и актерской наигранности, делая ставку на сдержанную, благородную страсть. При этом, когда звучит ария Адрианы, чувствуется, что на сцене подлинная примадонна.
Единственное, быть может, голос певицы не очень соответствует критериям меццо-сопрано, не по тесситуре, а по своей тембральной насыщенности. И похоже, сегодня Элина Гаранча хочет немного изменить свое оперное амплуа. На сегодняшний день она отказалась от исполнения Далилы Сен-Санса, отменила свой дебют в Париже, где должна была предстать Дидоной в "Троянцах" Берлиоза. В ее оперном расписании значатся пока только Сантуцца в "Сельской чести" Масканьи и совсем другой образ от Берлиоза - Маргарита в "Осуждении Фауста". Это все те партии, что формально написаны для меццо, но их часто и успешно исполняют и драматические сопрано.
Ныне Элина Гаранча сосредоточена на идее самой разнообразной поддержки молодых вокалистов - конкурсы, мастер-классы. И на масштабном гастрольном туре - несколько концертов в Германии и Австрии, далее выступления в Нью-Йорке и Буэнос-Айресе.
Песенную часть московского выступления публика восприняла с особым воодушевлением. Все мелодии были специально оркестрованы для певицы. Некоторые аранжировки - "Запретной мелодии" Гастальдона и песни великого аргентинского "тангописца" Карлоса Гарделя "День, когда ты меня полюбишь", были сделаны супругом певицы - английским дирижером Карелом Марком Чичоном. Певица демонстрировала умопомрачительное пианиссимо, из которого рождалась трогательная мечтательность и щемящая задушевность, особенно запомнившиеся в романсе "Лела" малоизвестного испанского композитора Росендо Мато.
Финальная, испанская, часть вечера получилась очень темпераментной. На чистом русском языке Элина Гаранча объяснила, почему позволила себе легкий вульгаризм - исполнить арию Леандро No puede ser ("Это невозможно") из сарсуэлы Пабло Соросабаля "Портовая трактирщица", которую для современной публики открыл и сделал культовой Пласидо Доминго. И с тех пор она любима почти всеми тенорами мира. Но выяснялось, что композитор мечтал, чтобы этот красивый номер когда-нибудь все-таки исполнила женщина. И Элина пошла на это, хотя и не отважилась на взятие оригинального тенорового ля, ограничилась наверху ля-бемолем.
Гаранча живет ныне в Испании и явно обожает мелодии этой страны. И бисы были таковыми: Ария Луизы из сарсуэлы Руперто Чапи "Дочери Зеведея" и бессмертный хит "Гранада" Агустина Лары и, конечно, Хабанера Кармен, ради которой она даже сбросила туфли, но босоногого танца, к сожалению, не подарила. Но публика все равно была абсолютно счастлива, и выходя из зала, мечтала о новой встрече с прекрасной латышской певицей.
Сегодня Гаранча настоящая топ-певица мировой оперы: ее мечтают заполучить все лучшие театры и концертные залы планеты. Она может позволить себе идти на смену репертуара в поисках новых творческих смыслов. Любопытно, что о певице в самом расцвете сил написаны уже биографические книги - "Меж двух миров" и "Туфли важнее всего". И оба эти тезиса она виртуозно подтвердила своим московским концертом.
Элина Гаранча, оперная певица
- Я очень волновалась перед приездом в Москву. С печалью в сердце вспоминала свой предыдущий визит в октябре 2015 года, когда по приглашению Дмитрия Хворостовского вместе с ним пела в огромном Кремлевском дворце. Но счастлива, что этот концерт состоялся. И умная, просвещенная московская публика, быть может, познакомилась с немного другой Элиной Гаранча. Я в восторге от нового зала "Зарядье". Вообще я люблю подобные большие площадки. А тут еще, что редко бывает, феноменальная, насыщенная акустика, не требующая от певца никакого насилия над голосом. Это очень ценно!