Хуснуллин: Мы создаем новую городскую среду, другой образ жизни москвичей

Столько, сколько строит ежегодно Москва, в стране не строит никто. В других регионах часто это объясняют просто: "Дескать, денег у столицы много, чего ж ей не строить?" Однако заммэра по градостроительной политике и строительству Москвы Марат Хуснуллин, когда на "Деловом завтраке" в "РГ" зашел об этом разговор, не согласился с таким объяснением.
Александр Корольков/РГ

Рулить надо уметь

Марат Шакирзянович, в чем же секрет таких объемов строительства, которые демонстрирует Москва?

Марат Хуснуллин: Объемы ввода недвижимости в течение последних семи лет у нас и в самом деле очень высокие: не менее 8 млн кв. м. в год. Но дело не в деньгах, хотя это, конечно, важная составляющая. Наш секрет в том, что мэр Москвы занимается стройкой лично. Например, за прошлый год Сергей Семенович Собянин провел 244 выезда на строительные объекты, где проводил совещания и штабы, принимал решения, без которых дело бы не сдвинулось с мертвой точки.

Сегодня стройка затрагивает очень много смежных отраслей, регулируется пакетом законов - градостроительным кодексом, земельным кодексом, законами об энергетике, о регистрации и т.д. Если этим не заниматься, то, к примеру, один жилой дом будет строиться пять лет. А мы строим за три года, при том, что непосредственно стройка занимает 18 месяцев. Чтобы изменить ситуацию, нужно снять избыточные ограничительные барьеры. И что важно, на февральском Госсовете не просто говорилось об этом. Под руководством главы аппарата президента Сергея Кириенко шла конкретная учеба губернаторов, как организовать работу по реализации поставленной президентом задачи по всей цепочке, вплоть до муниципалитетов. Разделили на шесть групп и с привлечением экспертов, проведением мозговых штурмов обсуждали все стороны этой работы - финансовые механизмы, регулирование градостроительной документации, развитие социальной сферы…Все как раз для того, чтобы укрепить системность управления, не прибегать к ручному режиму.

Там же, в Казани, президент России Владимир Путин поставил перед строителями страны задачу увеличить в полтора раза строительство жилья. Московские власти относят эту цель к себе?

Марат Хуснуллин: Оценив свои силы и ситуацию в столице, мы пришли к выводу, что выполним эту задачу. Сейчас в городе строится не менее 3 млн кв. м. жилья, а в 2023-2024 году сможем увеличить до 5 млн в год. Говорю с уверенностью, прежде всего, потому, что в городе запущена программа реновации. Первые 10 тысяч горожан начали по ней переселяться в свои новые квартиры в прошлом году. Сейчас строится еще 98 домов на 1,3 млн кв. м., 20 из которых сдадим до конца года и переселим в них еще 5,3 тысячи семей или порядка 15 тысяч жителей Москвы. Всю же программу реновации, а это снос 16,5 миллиона "квадратов", мы по закону должны выполнить к 2035 году, что и сделаем.

До запуска программ реновации и капремонта столица в целом старела, происходило обветшание жилого фонда и всей недвижимости. Сейчас же Москва реально обновляется, молодеет

Кстати, хочу обратить внимание: мы не просто строим другое жилье, мы создаем качественно новую городскую среду, другой образ жизни москвичей. Это при советской власти заводы были в промзонах, а жилье - в спальных районах, и горожане перемещались между домом и работой через полгорода. Сейчас весь мир развивается на базе концепции комплексной застройки. Москва тоже встала на этот путь. То есть в пешей доступности от жилья мы строим недвижимость, где создаем рабочие места, развиваем социальную инфраструктуру. Прокладываем дороги, предусматривая на них условия для беспроблемного проезда общественного транспорта. Все это делаем в Москве уже не первый год. Теперь такую задачу - комплексности развития территорий - на Госсовете поставили перед всеми регионами.

Большое внимание Госсовет уделил и обманутым дольщикам…

Марат Хуснуллин: Нам необходимо увязать воедино две задачи - увеличить строительство жилья и очистить рынок от недобросовестных застройщиков. Последнее действительно необходимо делать. В 2011 году, когда Сергей Семенович Собянин возглавил Москву, в столице было более 15 тысяч обманутых дольщиков. Проблемы около 11 тысяч из них за эти восемь лет мы решили: построили дома без привлечения бюджетных средств. Сейчас осталось еще около 4,5 тысячи дольщиков. Мэр принял решение помочь им уже за бюджетный счет. По каждому из недостроенных объектов разработана дорожная карта, и к 2023 году квартиры получат и эти люди.

Некоторые дольщики, правда, хотят ускорить этот процесс. Но это не всегда возможно. Особенно сложной оказалась ситуация в Царицыно. Как показал анализ, там на ряде домов никто не работал. Подвалы затоплены. Надо делать изыскания по фундаментам, оценивать их состояние. Новые проекты должны пройти экспертизу... Но, повторюсь, все решения приняты - дома будут достроены.

Новая система с привлечением банков к долевому строительству исправит ситуацию?

Марат Хуснуллин: Одна из ключевых причин появления обманутых дольщиков - непрофессионализм некоторых застройщиков: неверная оценка экономики процессов, неумение работать по сложному на данный момент законодательству. И скажу так: новая система пытается застраховать дольщиков от таких ошибок девелоперов. Но риск, что не все застройщики смогут эффективно работать и в новых условиях, есть. Некоторых могут не взять сами банки, где могут сказать: у вас плохое финансовое положение, что грозит банкротствами и появлением новых обманутых дольщиков. Мы пытаемся работать на опережение такого развития событий. В частности, создали штаб и вместе с банками проверяем всех без исключения застройщиков Москвы, смотрим их отчетность. Справимся, конечно, и с этим.

Реновация в три волны

В "РГ" пришло письмо от коренной москвички Ирины Карасевой. Пишет, ее большая семья проживает в 18-метровой комнате коммуналки, стоит на очереди на квартиру с 1997 года, уже 22 года. Можно как-то ускорить продвижение очереди в столице?

Марат Хуснуллин: Я передам это письмо в департамент имущества Москвы, который занимается этими вопросами. От себя добавлю: сейчас ежегодно город решает проблемы нескольких тысяч очередников. В первую очередь детей-сирот, многодетных семей и т.д. А реновация ускорит движение всей очереди, я уверен в этом, так как более 20 тысяч очередников проживают в домах, попавших в эту программу.

Реновация началась во всех округах?

Марат Хуснуллин: Пока переселение идет в семи округах. До конца года, думаю, добавится еще несколько. Планируем в этом году подготовить градостроительной документации на 5 млн кв. м., плюс на 3 млн - начать проектирование. Это необходимо, чтобы поднялась первая волна, которая охватит 30% жилья, идущего под снос. Она начнет освобождать площадки для следующих пяти миллионов квадратных метров. Вот так в три волны и выполним всю программу. Это базовый расчет: от идеи до воплощения - пять лет. В то же время надо понимать, что каждый район индивидуален. В одном может оказаться достаточно одной волны, а в другом - больше. Поэтому в каждом районе действует рабочая группа, специалисты считают, когда какой дом можно переселить, какая очередность строительства детских садов, школ, дорог и так далее. Это колоссальный труд.

Город выделяет на программу реновации по 100 миллиардов рублей в год. Планируется ли увеличить финансирование?

Марат Хуснуллин: Средств выделено достаточно. По моим оценкам, дополнительное финансирование может потребоваться в 2021-2022 году, если начнем реализовывать программу быстрее, чем намечено.

Когда программа реновация обсуждалась, многие москвичи раздумывали, вступать ли в нее. А сейчас известны дома, жители которых обратились даже с исками в суды, чтобы попасть в нее…

Марат Хуснуллин: Этого следовало ожидать. Москвичи - люди образованные. Так что выгоду реновации хорошо понимают. Жилая площадь квартиры становится на 20% больше, соответственно и рыночная цена ее минимум на столько же возрастает. К тому же новое жилье - гораздо лучшего качества, более привлекательное для того, кто будет в нем жить. Если раньше мы строили на бюджетные деньги квартиры класса эконом, то по этой программе уже комфорт-класса…

Но вопрос - отдавать свой дом под снос или не отдавать - москвичи решали сами. В программу вошли все дома, две трети жителей которых проголосовали "за". Сейчас жильцы двух десятков домов говорят, что у них неправильно подсчитали голоса и хотят войти в программу. По зданию на улице Амундсена, 14 суд согласился с этим, и на основании его решения мы включили этот дом в перечень. Будут такие решения по другим домам - включим и их.

В процессе реновации будет снесено 16,5 млн кв. м. старых домов. А сколько в Москве еще останется жилого фонда, нуждающегося в обновлении?

Марат Хуснуллин: До запуска программ реновации и капремонта Москва в целом старела, так как происходило обветшание фонда недвижимости. И если бы еще в течение 10-15 лет не принимать никаких мер, аварийные дома в городе начали бы появляться в геометрической прогрессии. Сейчас же Москва реально обновляется, молодеет. То же самое могу сказать о нежилом фонде. Дело в том, что Москва - один из немногих мегаполисов мира, где коммерческой недвижимости строится больше, чем жилья. Для нас это важно, так как это рабочие места, налоговая база, качество жизни.

А сколько еще осталось снести "хрущеб" по первой программе сноса домов первого периода панельного домостроения?

Марат Хуснуллин: Всего в ней было 1722 дома под снос. Осталось 33 пятиэтажки в Северо-Восточном и Западном округах. Снос 13 из них запланирован в 2019 году за счет средств городского бюджета. 20 домов должны быть расселены за счет инвесторов. У них крайний срок - 2024 год.

На заседании Госсовета программа реновации обсуждалась?

Марат Хуснуллин: Обсуждалась и очень активно в течение трех дней. Всех губернаторов интересовал, прежде всего, механизм этой программы.

Последователи есть?

Марат Хуснуллин: В стране есть регионы, которые тоже серьезно занимаются обновлением жилого фонда. Например, Татарстан ликвидирует ветхое жилье, начиная еще с 1999 года. Там его уже не осталось. Или, скажем, Белгород: стабильно строит по квадратному метру в год на человека вот уже 15 лет!

Больше, чем Москва?

Марат Хуснуллин: Да, мы строим меньше. Но мы такую задачу и не ставим, так как у нас в разы больше населения и действует ограничение по плотности застройки.

Но теперь же есть Новая Москва! Можно строить новые районы почти до Рязани!

Марат Хуснуллин: Нет, до Рязани столица расти не будет. Мы вообще стараемся строить в основном в границах старой Москвы. Это позволяет и программа реновации, и вовлечение в жизнь города заброшенных промзон. А в Новой Москве строим в основном в ближайшем 10-15-километровом поясе.

Недавно появилась информация, что Москва без проведения торгов будет продавать землю под индивидуальное строительство. Где эти участки расположены?

Марат Хуснуллин: Большей частью на новых территориях. Есть там несколько уже ранее начатых поселков, а кто-то начинает и новые строить. Нет ограничений и в садоводческих товариществах, разрешенная плотность застройки там - 5 тыс кв. м. на гектар. То есть на своих 20 сотках вы смело можете строить дом площадью 1 000 квадратных метров. Кто хочет - строит. Это добавляет в копилку построенного в столице жилья ежегодно 300-400 тыс. кв. м.

Когда присоединили к Москве новые территории, власти говорили, что в будущем они будут развивать их в основном за счет именно малоэтажного жилья. Но пока появляются по-прежнему в основном многоэтажки…

Марат Хуснуллин: Мы получили эти земли уже с разрешениями на строительство 16 млн кв. м. именно многоэтажных домов. Выдали их тогда подмосковные муниципалитеты. Эти дома в основном и достраиваются. Новые разрешения даем лишь на условии комплексной застройки, то есть 50% должно составлять жилье, а вторые 50% - нежилая недвижимость, чтобы люди могли пешком отвести ребенка в детский сад, школу, посетить поликлинику, а также найти рядом с домом и работу. Уже сегодня в Новой Москве, благодаря такому подходу, созданы 110 тысяч рабочих мест. Судя по темпам, которыми они сейчас прирастают, к годам 2026-2027 рабочие места станут профицитными. По нашим прогнозам, с 2025 года от Новой Москвы город будет получать налогов больше, чем вкладывать в ее развитие. Этот процесс серьезно подтолкнет реконструкция Киевского и Курского направлений железной дороги, благодаря которым жителям новых территорий будет намного проще доехать до Москвы исторической. Практикой доказано: каждый рубль из бюджета, вложенный в развитие транспорта, привлекает минимум 3 рубля инвестиционных.

Бассейн у дома

Москвичи все больше уделяют внимания здоровому образу жизни. А бассейнов в городе явно не хватает. Не во всех жилых районах есть даже платные. А вот в Берлине, например, их не просто гораздо больше, но еще и все бассейны бесплатные. Что нам мешает их строить?

Марат Хуснуллин: За восемь лет мы построили 32 бассейна, и этого действительно для Москвы мало. Направляли бюджетные деньги в основном на транспортное развитие, без чего город давно бы встал в пробках, и ни скорая, ни полиция не смогли бы подъехать в экстренных случаях. При этом мы не сократили ни строительство школ, ни садиков. Но зная проблему с бассейнами, обсуждали ее на штабе у мэра. За первые два месяца этого года уже введены три бассейна в разных районах города, еще четыре введем до конца года.

Я тоже - за спорт и здоровый образ жизни. Пользуясь случаем, хочу пригласить всех на Московский урбанистический форум, в рамках которого в этом году запланирован симпозиум с обсуждением влияния урбанизации на здоровье населения. Обещают приехать многие интересные международные эксперты.

Собянин недавно написал на своей странице в Twitter, что Москва запускает новую программу строительства и реконструкции медицинских учреждений. Что она подразумевает?

Марат Хуснуллин: Да, мэр обозначил развитие и совершенствование здравоохранения как одно из главных направлений деятельности городских властей. Речь идет о системной модернизации имеющихся медицинских учреждений, а также о строительстве новых. Для Морозовской детской больницы уже построили уникальный корпус. Строится Перинатальный центр на улице Саляма Адиля. Планируем построить семь мощных отделений скорой помощи, а также более 30 поликлиник. Параллельно помогаем запускать международные проекты в Сколково. Там уже работает израильская клиника Хадасса, проектирует свои площади южнокорейская клиника Бундан, приняла решение открыть свой филиал специализирующаяся на медицинской реабилитации французская компания Орпеа. Рассматривают вопрос размещения еще пять-шесть крупных международных клиник. Считаем, что в Москве должна быть на хорошем уровне и бесплатная медицина, и альтернатива ей.

Под землей все под контролем

Поговорим о самом эффектном столичном проекте - строительстве метро. Если раньше москвичи чаще всего спрашивали, когда к нам придет метро, то сейчас нет-нет да и звучит: "А зачем оно нам?" Например, в районе Нагатинский Затон. Горожане там пользуются станцией "Коломенская", а в строительстве еще одной станции, которая так и называется "Нагатинский Затон", видят одни неудобства.

Марат Хуснуллин: Жители не всегда осознают, что город растет, возрастают нагрузки на общественный транспорт. И если сегодня они спокойно садятся в метро на своей станции, то через пару лет, если ничего не делать, могут уже не влезть в вагон. Чтобы этого не случилось, мы и строим новые линии метро, разгружая радиусы, запустили МЦК, строим Большую кольцевую линию и проектируем Московские центральные диаметры. Создавая с помощью новых линий дополнительные возможности для пересадок, уводим трафик на альтернативные маршруты.

Стройка, конечно же, причиняет неудобства. Но мы стараемся строить быстро, напрягаем все силы. Регламентные сроки для метро - 7 лет. Но тогда и люди вокруг будут жить на стройке 7 лет, а не три, как сейчас. Многие это понимают и готовы терпеть даже ночные работы, лишь бы мы быстрее завершили проект.

Так что неверно считать, что новая станция в Нагатинском затоне никому не нужна. Это станция Большой кольцевой линии со своим пассажиропотоком. Она создаст дополнительные альтернативные маршруты для местных жителей, разгрузит Замоскворецкую ветку. И не построить ее нельзя по сугубо технологическим причинам - перегоны между станциями не могут быть длиннее 2 км по требованиям безопасности. Ну и последнее: место, где планируется разместить новую станцию, единственно возможное на этом перегоне. Я убедился в этом, лично проехав всю трассу раз пять. Все другие территории там застроены.

Недоумевают и жители юго-запада столицы. Зачем, спрашивают они, строить ветку метро под плотной жилой застройкой середины прошлого века на Ленинском проспекте, по всей длине которого прекрасно действует наземный городской транспорт? Зачем строить станцию "Улица Строителей" на расстоянии трех домов от станции "Университет" и в свободной транспортной доступности еще четырех станций подземки?

Марат Хуснуллин: Метро выгодно жителям не только из-за транспортной доступности. Еще не все москвичи поняли это, но со временем поймут, как это случилось, например, с горожанами, проживающими неподалеку от станции "Беломорская". Сначала они резко выступили против ее строительства. Мы прислушались к их мнению, стройку остановили, проложили ветку к станции "Ховрино" без остановки на улице Беломорской. Но вскоре жители подсчитали свои потери от этого решения: квартиры рядом с метро сразу дорожают процентов на 10, а их хозяева экономят время в дороге процентов на 10-20. К нам пошли сотни обращений… Встретились с мэром, жители поставили вопрос ребром: "Стройте нам метро!" Сергей Семенович сказал: "Значит, надо строить". Пришлось добурить до действующего тоннеля, разобрать его, перекрыть на пять суток и начать вокруг строить станцию. Построили, но какой ценой...

Что касается новой Коммунарской ветки, то она нужна и жителям Новой Москвы, и Юго-Западного округа, где идет активное развитие. Речь идет о ежедневном пассажиропотоке в 500 тысяч человек. Без нее южные участки и Сокольнической линии, и Калужско-Рижской будут переполнены пассажирами. На том же "Университете" в утренние часы вагоны, идущие в центр, уже плотно заполнены. Новая линия метро разгрузит две эти радиальные ветки как минимум на треть. Учтем, что многие из тех, кто сейчас едет на автомобиле по Ленинскому проспекту также решат пересесть на новую ветку - улучшится дорожная ситуация в прилегающих районах.

Коммунарская линия будет иметь пересадки с Большой Кольцевой линией в районе улицы Новаторов и с МЦК в районе Севастопольского проспекта. Главные ее достоинства в том, что, благодаря связям и пересадкам, жители этой части столицы смогут свободно пользоваться метро, получат множество вариантов передвижения по городу и возможность выбрать самый экономный по времени маршрут.

Еще письма на эту тему. Авторы одного из них недоумевают, что давно идут проектные изыскания по трассировке участка линии метро "Улица Новаторов" - "Севастопольская", а публичных слушаний, которые должны пройти по закону, не было. Заключен и договор на строительно-монтажные работы. Метростроителям мнение москвичей неинтересно?

Марат Хуснуллин: На мой взгляд, в возникшей по этой теме общественной активности слишком много личных политических амбиций. Линия заложена еще в Генплане 2010 года, и перспективы ее строительства обсуждаются почти 10 лет. Договор на строительно-монтажные работы не заключен. Проводятся проектно-изыскательские работы по пяти трассировкам. Когда будет готов проект планировки, сразу вынесем его на публичные слушания. Сейчас нечего обсуждать.

В любом случае линию планируем прокладывать на глубине не менее 30 метров. Это будет самая глубокая радиальная ветка на юге Москвы - в три-четыре раза глубже, чем пролегают здесь "красная" и "оранжевая". Это более чем достаточно для проходки под плотной городской застройкой. Тем более что ветку постараемся проложить в границах существующих дорожных магистралей.

А что происходит с центральным участком желтой линии? Его москвичи как раз просят построить быстрее.

Марат Хуснуллин: Участок в планах есть, есть и граддокументация. Но мы стройку пока отложили, потому что это самый центр, сложные грунты - строить придется на глубине не менее 60 метров. Это очень тяжело и дорого. Сосредотачиваем пока все силы на том, чтобы скорее замкнуть Большую кольцевую линию. По нормативам должны это сделать к 2026 году, а мы хотим в 2023-м. Опыт МЦК показал, что появление кольца ценно не столько увеличением числа станций скоростного рельсового транспорта, сколько тем, что появилось большое количество новых пересадок. А в целом построенные за 8 лет линии и станции метро, МЦК и радиальных железнодорожных направлений добавили свыше 60 пересадок. Это дополнительно дало сотни маршрутов и колоссальную экономию времени для миллионов людей. А БКЛ для москвичей будет еще более эффективной с этой точки зрения.

Подземный переход от станции "Петровский парк" на этой линии к "Динамо" когда появится?

Марат Хуснуллин: Он готов на две трети. По программе дорожного строительства ввод запланирован на ноябрь -  четвертый квартал этого года.

Жители Бирюлево волнуются: к ним метро придет? Ждут с советских времен…

Марат Хуснуллин: Придет. Линия в генплане развития Москвы заложена, есть трассировка, прорабатываем граддокументацию.

За прошлый год в Москве было введено в строй рекордное количество станций - 17. На этот намечено 14. Когда и куда прежде всего поедем?

Марат Хуснуллин: К лету введем участок новой - Некрасовской - линии Косино-Некрасовка с четырьмя станциями. Там идет отладка системы. Затем запустим еще четыре станции Сокольнической ветки: от Саларьево до Коммунарки. Должны закончить сооружение очень сложного транспортно-пересадочного узла на станции "Нижегородской". При очень напряженной работе есть шанс поехать по Большой кольцевой линии от "Нижегородской" до "Лефортово".

В подмосковные города метро придет в обозримом будущем?

Марат Хуснуллин: В наших планах после 2023 года строительство станции "Челобитьево". Но для нас она не приоритетная, так как с ее появлением может добавиться нагрузка на линию, которая идет от "Медведково".

Письма в "РГ" свидетельствуют, что даже такой позитивный проект, как сооружение метро в Москве, встречен москвичами неоднозначно. Есть сторонники, есть противники, есть люди, которые критикуют и вас, и желание властей развить максимально сеть метро в столице. Вы как к этому относитесь?

Марат Хуснуллин: К конструктивной критике отношусь хорошо, как любой нормальный человек. Но надо понимать, что Москва - большой город и он должен развиваться. Надо учесть баланс интересов всех 15-ти миллионов человек, проживающих в Москве, что очень трудно. То, что не все довольны принимаемыми решениями, понятно и естественно. Назовите мне хотя бы один город мира, где бы какая-то часть жителей так или иначе не критиковала власти за тот или иной проект или решение. Вряд ли такое место отыщется. Можно, конечно, ничего не делать, или годами обсуждать один за другим проекты, которые так и останутся на бумаге. Мы предпочитаем строить. В результате метро с 2011 года уже увеличилось в полтора раза, а к 2023 году - удвоится.

Ключевой вопрос

Марат Шакирзянович, судя по новостям Интернета, вас то и дело куда-то отправляют из столицы - то в Крым, то в Севастополь. Правда, что планируете сменить место работы?

Марат Хуснуллин: Мэр Москвы Сергей Семенович Собянин поручил мне серьезный фронт работ. Я взял обязательства перед ним, перед городом, перед москвичами поставленные задачи выполнить, и я их выполню. Так что работал и буду работать в Москве. Тем более что мне нравится этим заниматься.

Откуда появляются эти разговоры, мне понятно. У меня были две абсолютно рабочие поездки в Крым, еще две - в Севастополь, где меня просили проконсультировать по конкретным проектам. Но они лишь подогрели слухи, которые ходили и раньше. Причина их появления состоит в том, что для многих я просто неудобный человек.

Что такое строительство в таком большом городе, как Москва? Это, как я уже говорил, всегда баланс интересов - населения, бизнеса, власти… Нравится нам это или не нравится, но от него во многом зависят налоги, социальное развитие города. Все это правительство Москвы старается учесть в своих планах. Могу и я при этом затронуть чьи-то интересы. В результате девелоперы могут быть недовольны, потому что дорога пошла по территории, на которую у них были свои виды. А жители недовольны, так как им дорога нужна, но не рядом с их домом…

Проявляет себя и электоральный цикл, выборы в Мосгордуму. Те, кто видит себя кандидатами в депутаты, уже начинают разыгрывать карту градостроительных конфликтов. Кое-кто просто считает, почему бы не пропиариться на этих темах. Но моя задача - не пиар. Моя задача - строить.

* Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"