Минэкономразвития усомнилось в качестве "крабового" законопроекта

Минэкономразвития дало заключение об оценке регулирующего воздействия (ОРВ) на законопроект, согласно которому 50 процентов квот на вылов краба должны распределяться на аукционах.

До сих пор в отрасли действовал так называемый "исторический принцип". В 2018 году истек срок десятилетних договоров, и государство заключило с компаниями новые - уже на 15 лет. Значит, компании лишатся части квот и придется их заново покупать на аукционах. А ведь уже и без того взяты кредиты на развитие, в том числе на строительство новых судов.

Согласно законопроекту, договоры о закреплении и предоставлении доли квоты будут предусматривать обязательства "по строительству объектов на территории Российской Федерации". Перечень объектов установит правительство.

Больше года рыбацкое сообщество добивалось, чтобы судьбоносный для него вопрос обсуждался с его участием, чтобы инициаторы и разработчики изменений аргументировали свою позицию, - все было тщетно. Законопроект подготовили без дискуссий, без учета мнений рыбопромышленников, профсоюзов, общественных объединений, регионов. Рыбаки пытались привлечь внимание к проблеме, используя любые возможности. Была проведена акция "Рыбаки за правду", когда десятки траулеров в северных морях и на Тихом океане разом дали гудок, демонстрируя свою тревогу и солидарность. Тревога понятна: речь идет о выживании бизнеса, об угрозе безработицы и сворачивания социальных программ в депрессивных приморских регионах.

Законопроект появился на федеральном портале нормативных правовых актов для общественного обсуждения 4 февраля, а 22 февраля это обсуждение уже завершилось. Поступило 1492 замечания и предложения. Минсельхоз учел или частично учел только 34 из них.

При подготовке своего заключения минэкономразвития в соответствии с правилами провело дополнительные публичные консультации. Без малого 30 субъектов предпринимательской деятельности направили предложения и замечания. Никаких рисков и негативных последствий не усмотрели только два субъекта. Это "Русская рыбопромышленная компания" и Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота, учрежденная той же "Русской рыбопромышленной компанией" и связанными с ней организациями.

Предложение распределять на аукционах половину объема квот на вылов краба минэкономразвития посчитало "недостаточно обоснованным". Механизм вводит избыточные обязанности, запреты и ограничения для отрасли и приведет к необоснованным расходам предпринимателей, а также недополучению средств в бюджеты всех уровней.

По мнению минэкономразвития, разработчик не провел "комплексный анализ ситуации в рыбопромышленной отрасли" и не проработал возможные (кстати, предлагавшиеся рыбаками) альтернативные способы решения проблемы. В законопроекте не указано, какие именно объекты должны будут построить победители инвестиционных аукционов, неизвестны и объемы финансирования. Кроме того, положение законопроекта о строительстве новых судов при получении квот нужно дополнительно согласовывать с минпромторгом.

Заявленная цель изменения порядка распределения квот - стимулировать нынешних участников и создать возможности для выхода на рынок новых игроков. Но в результате принятия законопроекта, говорится в заключении ведомства, предприятия, за которыми на основании договоров сейчас закреплены квоты, лишатся 50 процентов вылова крабов, на которые они имели право в соответствии с действующей редакцией Закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". Эти предприятия окажутся в менее выигрышных условиях по сравнению с новыми потенциальными участниками, так как они уже инвестировали средства в приобретение действующих квот, в осуществление текущей хозяйственной деятельности, обслуживают долги по банковским кредитам - а чтобы получить свои же квоты назад, им придется снова затратить дополнительные средства, которые могли бы пойти на социальные программы.

Так как многие кредитные портфели сформированы с учетом крабового сегмента, отказ в 2019 году от принципа долгосрочного предоставления права на добычу (вылов) в отношении крабовых объектов приведет к немедленному отказу финансовых институтов от перспективного и действующего финансирования многих инвестиционных проектов в отрасли. Как следствие, это может привести к дефолту по обязательствам и возможному банкротству ряда рыболовных компаний.

В минэкономразвития также заключили, что сокращение доли квот на вылов краба для отдельных предприятий может привести к существенным социальным и экономическим последствиям для регионов Дальневосточного и Северного рыбохозяйственных бассейнов. Около 80 процентов предприятий крабодобывающей отрасли, которые участвовали в проведенных министерством публичных консультациях по законопроекту в рамках подготовки заключения об ОРВ, оценили вероятность своего участия в новых аукционах как низкую. Рыбаки Магаданской области опасаются значительного, до 35 процентов, сокращения персонала рыбодобывающих компаний, снижения доходов регионального бюджета, остановки проектов по строительству четырех новых судов, дефицита рыбной продукции и роста потребительских цен на нее. В Сахалинской области, по экспертным оценкам, проектируемое регулирование повлечет потерю не менее 2000 рабочих мест (это не считая потерь в смежных отраслях), лишившиеся квот компании не смогут, как они планировали, вложить в развитие области 7 млрд руб.

Не проведен комплексный анализ ситуации в отрасли, не проработаны альтернативные способы решения проблемы

Законопроектом не предусматривается переходного периода. Между тем он необходим как для адаптации хозяйствующих субъектов к новому регулированию, так и для подготовки и принятия нормативных правых актов, отсылочные нормы на которые предусмотрены законопроектом.

Минэкономразвития отметило, что разработчик не представил сведений и расчетов о предполагаемых рисках и негативных последствиях для субъектов предпринимательской деятельности. Нет и данных о количестве субъектов, которых коснется проектируемое регулирование.

В общем, как подтвердил документ минэкономразвития, в законопроекте много огрехов.

"Это не критика, - уточняет юрист и политолог Алексей Бинецкий. - Это юридически и административно обоснованное предложение исполнить требования, которые закон предъявляет к подобного рода проектам. Указано на отсутствие конкретики в обосновании проекта. Нет расчетов, как было и как станет, и какая польза будет для общества: государство получит от аукционов больше налогов, рыба подешевеет, вырастет валютная выручка от продажи крабов? Ничего этого нет - ни расчетов, ни цифр. Пока цифры приводит только та сторона, которая рискует потерять и бизнес, и вложения, и работу. Но для продвижения законопроекта применяется очень жесткий административный ресурс. По мнению многих экспертов, это похоже на рейдерский захват с использованием механизмов исполнительной власти".

По данным СМИ, 11 марта законопроект будет рассматриваться правительственной комиссией по законопроектной деятельности. На момент подписания номера было неизвестно, прошли ли в выходные и праздничные дни предусмотренные по регламенту согласительные совещания между разработчиком законопроекта и минэкономразвития.