Активный туризм очень востребован, рассказывает "Российской газете" руководитель центрального аппарата Ассоциации "Безопасность туризма" Алексей Старшов. Турфирмы предлагают походы в горы, сплавы по реке или спуски в пещеры, есть немало любителей активного отдыха и среди самостоятельных туристов. Но безопасности мало уделяют внимания.
Ровно два года назад правительство России постановило фирмам, индивидуальным предпринимателям, работающим на рынке активного туризма, а также самостоятельным тургруппам информировать территориальный орган МЧС о планируемых маршрутах. Туристы часто "выходят на маршруты без заблаговременного информирования, что нередко приводило и приводит к негативным последствиям и гибели туристов и даже опытных гидов - проводников", - говорит Старшов.
Теперь в приказе МЧС точно описаны данные, которые турфирмы и самостоятельные туристы должны сообщать спасателям по электронной или обычной почте, по телефону, на сайте МЧС или лично. Например, помимо маршрута и сроков тура, необходимо указывать на наличие средств оказания первой помощи, средств связи, сигнальных средств, описывать применяемые средства передвижения, если они есть.
Самая важная цель нововведений - повысить безопасность туризма, отметил в беседе с "РГ" председатель Общественного совета при Ростуризме 2016-2019 гг. Сергей Марков. Турфирмы и сами туристы, собираясь в поход, будут лучше оценивать степень опасности и более рационально формировать маршруты, говорит он. Спасатели будут иметь постоянный контакт с группами и в критической ситуации смогут вовремя оказать поддержку. К тому же у спасательных служб больше шансов отговорить участников похода от опасного мероприятия или хотя бы подсказать способы минимизации рисков, добавляет Марков.
Но есть и немаловажная экономическая составляющая. Все спасательные операции требуют огромных затрат. Информация нужна спасательным службам, чтобы хоть как-то оценить необходимость проведения такой операции. "Когда на один и тот же самолет поступает одновременно несколько запросов, спасатели не могут определить, где они нужны больше, где более опасная ситуация, где пострадало большее количество людей", - поясняет Сергей Марков.
Всех проблем одним документом не решить. Например, необходимо урегулировать вопрос, кто должен платить за поиски, добавляет Алексей Старшов.
Создание коммерческих служб помощи, возможно, было бы каким-то выходом из этой ситуации, признают эксперты. Если не соблюдаешь правила безопасности - сам плати на свое спасение. Но деятельность таких фирм требует очень больших затрат.
Возможно, стоит установить ответственность туристов за неисполнение установленных требований, не исключены и штрафы, предлагают эксперты. "Почему не рассматривается введение обязательного страхования как ответственности туроператора, так и жизни туристов при выходе на такие маршруты?" - также задается вопросом Старшов.
Наконец, необходимо ввести аккредитацию гидов, проводников, инструкторов. Подготовленный ранее минкультуры законопроект пока не принят, сетует эксперт.
В целом в обществе нужно воспитывать культуру безопасности. "К сожалению, пока безопасность у наших граждан, да и у организаций в этой сфере воспринимается как нечто второстепенное", - говорит Алексей Старшов.