В госреестре останется не более 300 систем сертификации

Из более чем двух тысяч систем добровольной сертификации после перерегистрации (а фактически - ревизии) сохранятся около 200-300.

Правительственный проект закона, вводящий разрешительный порядок регистрации систем сертификации и обязывающий Росстандарт вести мониторинг их деятельности, ожидает второго чтения в Государственной Думе. Сейчас Росстандарт обязан записывать в реестр любую заявленную СДС, вплоть до самой экзотической, до конца не зная, что она из себя на самом деле представляет. По экспертным оценкам, из 2050 зарегистрированных СДС реально действуют и отвечают проектируемым требованиям (в первую очередь СДС не должны пересекаться с ГОСТами) не более 10-15 процентов, сообщили "Российской газете" в Росстандарте. Наибольшие опасения вызывают "универсальные" системы - те, чья заявленная область деятельности покрывает и всевозможные группы продукции, и системы менеджмента, и услуги. Именно таких СДС зарегистрировано больше всего. По сути их сертификаты могут ничего не гарантировать, но тот факт, что эти системы внесены в государственный реестр, вводит в заблуждение и бизнес, и потребителей.

Из 2050 зарегистрированных систем сертификации товаров и услуг реально действуют и отвечают проектируемым требованиям Росстандарта не более 10-15 процентов

Одновременно законопроект закрепляет, что подтверждение на ГОСТы возможно только в Национальной системе сертификации, созданной Росстандартом, и обязывает госкомпании допускать к закупкам "стандартных" товаров, работ и услуг (на которые есть ГОСТы) субъекты малого и среднего бизнеса, получившие сертификаты в НСС. Необходимость проводить оценку соответствия в корпоративных системах сохранится, когда требования к закупке превышают национальный стандарт.

Законопроект позволит правительству определить порядок взаимного признания результатов сертификации МСП между корпоративными системами. "Это будет способствовать снижению затрат поставщиков, которые сейчас зачастую по несколько раз подтверждают соответствие требованиям сертификации в отношении одной и той же продукции у разных заказчиков, - отмечает Виктор Степанов, вице-президент "ОПОРЫ России" и президент электронной площадки РТС-тендер. - От реализации этой идеи могут выиграть все участники закупок, включая производителей".

В НСС для субъектов МСП стоимость работ по сертификации будет определяться по "нулевой ставке прибыльности". "Крайне важно, чтобы особенности порядка оплаты субъектами МСП были установлены не только в НСС, но и в любых иных системах добровольной сертификации, что предлагается закрепить в подзаконных актах в случае принятия закона, - пояснили в Росстандарте. - Для обсуждения этих особенностей предполагается привлечь как самих субъектов МСП, так и держателей крупнейших систем". "В целом было бы целесообразно закрепить на уровне закона общие правила добровольной сертификации в рамках закупок у МСП в соответствии с 223-ФЗ, причем в качестве норм прямого, а не отсылочного характера", - полагает Степанов.