Итак, какие есть варианты воздержания? Что не едим? Высшая планка ограничения - монастырский устав, когда большую часть недели рекомендуется еда даже и без растительного масла, не горячая. Чтобы не вводить никого в соблазн, даже не буду этот устав расписывать. Так поститься не следует, потому что неизбежно надорвешься. Пост должен быть разумным. Граница самоограничения в пище задается с учетом пола, возраста, состояние здоровья, нагрузок.
Миряне, то есть не монахи и не священники, определяют строгость поста, советуясь с духовником, священником в храме, опираясь на здравый смысл. Самый распространенный вариант пищевого ограничения - отказ от мясной и молочной пищи, от алкоголя. Порой зацикленность на пищевой стороне поста может принимать нелепые формы: когда мы только и делаем, что прикидываем, было ли в съеденной булочке яйцо и сливочное масло. Или когда постная по составу пища при этом такая соблазнительная, что говорить о посте - явно лукавить. Минимальное внимание этой стороне жизни - самый правильный путь. Касается пост и интимных отношений, в эти дни недопустима разнузданность и уместна сдержанность. Хотя в таком деликатном вопросе, как исполнение супружеских обязанностей, священники призывают руководствоваться любовью и уважением к чувствам и потребностям своей второй половины.
Чем опасно воздержание в пост? При любом телесном воздержании наше тело - "завеса нашей плоти", отделяющая нас от невидимого мира, утоньшается, мы становимся более восприимчивыми к духовному миру. И если сердце не очищается исповедью, не обращено к Господу постоянной молитвой, не участвует в Таинстве Причастия, не погружено в молитвенный настрой церковных богослужений, не готово отзывчиво откликаться на добрые дела, то при соприкосновении с этим невидимым миром оно оказывается незащищенным перед темными силами. "Если тело будет истончено постом, а душа не возделывается молитвой, чтением, смиренномудрием, тогда пост порождает многочисленные плевелы - душевные страсти высокоумия, тщеславия, презрения", - писал святитель Игнатий Брянчанинов.
Кроме поста телесного есть не менее важный пост душевный, когда мы воздерживаемся от всякого злого слова, дела и даже помышления. Существует главный критерий того, правильно ли проходит твой пост. "Пост тогда будет жертвой, приятной Богу, когда он украшен плодами любви" (преподобный Иоанн Кассиан Римлянин). Значит, постясь, надо себя проверять: сохранилась ли в тебе любовь к людям, даже если они как назло только и делают, что едят всякие вкусности прямо у тебя на глазах!