Грузовики и легковушки поддержали рынок лизинга

Автосегмент российского рынка лизинга бьет рекорды второй год подряд. Как отмечают аналитики RAEX, доля в новом бизнесе (стоимости имущества) грузового автотранспорта за 9 месяцев 2018 года выросла до 17 процентов, легкового автотранспорта - до 14 процентов. Темпы роста объемов сегментов - 18 и 32 процента соответственно.
iStock

Растет и доля автосегментов в совокупном лизинговом портфеле. По итогам трех кварталов 2018 года она составила 8,3 процента для грузовиков и 6 процентов для легковых автомобилей. Удельный вес автолизинга с господдержкой в прошлом году снизился и составил 36,5 процента за 9 месяцев 2018 года (41,2 процента за аналогичный период 2017 года). "Программы господдержки, безусловно, положительно повлияли на российский авторынок, помогли восстановить уровень продаж, по которому в 2014 году ударил кризис, - полагает руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнерами компании "Балтийский лизинг" Андрей Волков. - Сейчас программы льготного лизинга от минпромторга в этом сегменте сокращаются, что логично".

Как отмечают эксперты, основной фактор, который влияет на рост спроса в автосегменте, это потребность в обновлении и пополнении автопарка. Отрасль автомобилестроения развивается очень быстро, новинки сменяют друг друга за сравнительно небольшой промежуток времени (в среднем 2-3 года). "Продажи растут, поскольку и физлица, и представители бизнеса не оставляют без внимания тот факт, что характеристики новых машин улучшаются, - отмечает Андрей Волков. - Для бизнеса обновление автопарка подчас имеет стратегическое значение, так как от технического состояния этого актива производительность компаний может зависеть напрямую".

По данным Russian Automotive Market Research на конец 2018 года, 89 процентов всех действующих лизинговых договоров на транспортные средства приходится на автомобили, 10 процентов - на спецтехнику и 1 процент на другие виды транспорта.

Значительный рост продаж в прошлом году показали автобусы (около 10 процентов). Это связано с тем, что существенный объем господдержки был направлен именно на их закупку.

В прошлом году темпы продаж автомобилей для корпоративных клиентов различались в зависимости от типа транспортного средства

В 2018 году на них распространялись программы льготного автомобильного лизинга, "Школьный автобус", "Свое дело".

В лизинговых компаниях отмечают, что особенно высокий рост лизинга транспорта пришелся на четвертый квартал 2018 года. Это связано с ожидаемым увеличением стоимости автомобилей в 2019 году из-за повышения НДС до 20 процентов. "Компании старались обновить свой автопарк до изменений. В 2019 году объем продаж будет сопоставим с объемом прошлого года, потому что автопроизводители стремятся сделать рост цен незаметным для клиентов, предлагая специальные акции и предложения", - рассказал генеральный директор "Сбербанк Лизинг" Вячеслав Спиров. Компания продолжает работу с большим количеством поставщиков и производителей автотранспорта. Это более 50 производителей легковых, коммерческих автомобилей и специализированной техники, которые предоставляют специальные условия приобретения. С некоторыми автопроизводителями есть кобрендинговые лизинговые программы, например "Лада Лизинг", "КИА Лизинг", "КАМАЗ-финанс", "Ростсельмаш Финанс", "ФИАТ Лизинг", "ГАЗ Финанс", "УАЗ Лизинг", "Скания Лизинг".

Высокий рост лизинга пришелся на четвертый квартал 2018 года из-за грядущего повышения НДС

"Совместные с автопроизводителями программы позволяют предложить клиентам дополнительные скидки, упрощенный процесс взаимодействия. Стоимость техники может быть уменьшена на 15 процентов, а размер скидки может составить до полумиллиона рублей", - добавил Спиров.

Андрей Волков обратил внимание на направление оперативного лизинга, которое компания активно развивает в сегменте легкового и легкого коммерческого транспорта. По словам эксперта, классический оперативный лизинг позволяет эксплуатировать авто с дополнительным набором услуг в виде страхования, технического обслуживания, шинного сервиса, управления автопарком и возврата имущества в конце срока договора. "Привлекательность оперативного лизинга - в удобстве и наличии скидок от сервисных и страховых организаций, которые обеспечиваются большими объемами сделок лизинговой компании, - объяснил Волков. - Один из основных плюсов инструмента в том, что клиенты без первоначального взноса получают полностью готовый к использованию автомобиль с прогнозируемой стоимостью владения на период договора".

Проведенный RAEX в конце прошлого года опрос участников рынка показал, что большинство из них уверены в дальнейшем росте автосегмента. Так, 65 процентов полагают, что лизинг грузовых и легковых автомобилей будет оказывать наиболее устойчивую поддержку рынку в течение ближайших 5 лет.