Как найти любимые полотна на крупнейшей выставке 2019-го года

В Третьяковской галерее открылась крупнейшая выставка Ильи Ефимовича Репина. Ею началась серия выставок, которые пройдут в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга, в парижском Пти-Пале и художественном музее Атенеум в Хельсинки. Репин - крупнейший русский художник, и не только ХХ века. Он - лицо русской культуры, давшей миру и много блестящих художников-модернистов. Но Россию как она есть, огромную, неторопливую, находящуюся в своем собственном времени, наиболее полно выражает реалист Репин.

Нынешняя выставка стала крупнейшим событием 2019 музейного года. По объему представленных на ней работ, среди которых есть и неизвестные, размаху межмузейного сотрудничества, исследовательской искусствоведческой работе она не знает себе равных. Здесь собраны работы из 26 музеев и частных коллекций - это действительно грандиозное культурное событие.

Выставка разместилась на трех этажах самых крупных залов Третьяковки. По сути дела, это огромный путеводитель по творчеству Репина и неразрывно связанной с ним жизни художника. Экспозиция выстроена в хронологическим порядке - на ней можно увидеть портрет юной невесты Репина Веры Алексеевны Шевцовой, портреты их детей, портрет последней, гражданской жены Репина Натальи Борисовны Нордман. В разместившемся на антресолях Третьяковской галереи разделе "Исследования" можно ознакомиться с работой занимающихся творчеством Репина технологов, реставраторов и искусствоведов. Очень интересны залы графики, где представлено много неизвестных широкой отечественной публике работ. Из-за них с посещением выставки стоит поторопиться: нарисованное на бумаге быстро выцветает, сама бумага разрушается - и этот раздел будет работать в лучшем случае до середины июня, до поры яркого летнего света.

Из всего многообразия представленных на выставке работ Репина можно выделить несколько картин, являющихся абсолютной классикой, must read для посетителей. Это "Автопортрет" (1878), "Бурлаки на Волге" (1870-1873), "Крестный ход в Курской губернии" (1880-1883), "Не ждали" (1884-1888), "Запорожцы" (1880-1891), "Прием волостных старшин императором Александром III..." (1885-1886), "Торжественное заседание Государственного совета..." (1903), "Портрет Л.Н. Толстого" (1887), "Портрет баронессы В.И. Икскуль фон Гильденбандт" (1889) и "Портрет Н.Б. Нордман-Северовой" (1909).

Первый автопортрет

"Автопортрет" Репин написал для 6-й выставки передвижников. К этому времени он уже был знаменит: "Бурлаки на Волге" сделали ему громкое имя. Молодой художник вернулся в Россию после заграничного путешествия-стажировки, на которую имел право как обладатель Большой золотой медали Академии художеств. Известность Репина уже была такова, что в Товарищество передвижников его приняли без обязательного кандидатского, "экспонентского" стажа. На "Автопортрете" мы видим молодца - кровь с молоком, человека с крепкими корнями. Репин - сын отслужившего 25 лет улана, позже ставшего мелким предпринимателем, его мать организовала и небольшое производство по пошиву шуб, и благотворительную школу: жизненная сила в этом роду была наследственной.

Первая слава

"Бурлаки на Волге" прославили Репина. Эта картина перевернула представления о допустимом в живописи: Репин монументализировал традиционно считавшуюся "низкой" жанровую сцену, в его "Бурлаках" есть и трагизм, и мрачное величие.

Шедевр или сеанс саморазоблачения?

"Крестный ход в Курской губернии" впервые был представлен на 11-й выставке Товарищества передвижников. Игорь Грабарь писал: "Каждое действующее лицо картины здесь высмотрено в жизни, остро характеризовано и типизировано: не только на первом плане, но и там, вдали, где уже поднявшаяся уличная пыль стирает четкость контуров, форм и экспрессии..." Он считал, что после этой картины Репин окончательно стал "первым русским художником". А консервативная пресса расценила ее как сеанс саморазоблачения, "не беспристрастное изображение русской действительности, а только изобличение взглядов художника на жизнь".

От Мессии до блудного сына

"Не ждали" - одна из самых значительных работ Репина.

В свое время арт-критик Стасов называл героя картины Мессией, его оппоненты-консерваторы - блудным сыном.

А Репина, скорее всего, не интересовало, был ли его вернувшийся политическим ссыльным или отбывшим срок растратчиком. Художника тревожили общечеловеческие мотивы.

Пытаясь схватить выражение, которое бывает на лицах встретившихся после долгой разлуки любящих людей, передать все нюансы, он переписывал картину двенадцать раз.

12 лет работы

За "Запорожцев" Александр III заплатил 35 тысяч рублей, по тем временам это была огромная сумма, за нее можно было купить имение. Репин работал над картиной 12 лет, для картины позировали писатель Мамин-Сибиряк, историк Дмитрий Яворницкий, генерал Михаил Драгомиров и музыковед Александр Рубец.

Первый госзаказ

"Прием волостных старшин императором Александром III..." (ее репродукция - на нашей обложке) стал первым госзаказом, полученным Репиным. До революции 1917 картина висела на втором этаже Большого Кремлевского дворца. После революции на ее место повесили картину Исаака Бродского "Выступление В.И. Ленина на II Конгрессе Коминтерна..."

Картина, написанная с фотоаппаратом

"Торжественное заседание Государственного совета..." - самая большая из когда-либо написанных русских картин: 9 на 4 метра.

Еще это первая русская картина, при создании которой использовались технические средства, - на заседание госсовета Репин принес фотоаппарат.

Над "Торжественным заседанием..." Репин работал вместе с помощниками, своими учениками, Иваном Куликовым и Борисом Кустодиевым. Картина не относится к числу перворазрядных шедевров Репина, - на каждый из 60 портретов приходилось не более 4 сеансов, а порой ему приходилось довольствоваться и одним.

По сути дела, она является массой гениальных набросков, точно схваченных мимолетных впечатлений.

Толстой и Евангелие

"Портрет Л.Н. Толстого" был написан быстро, в три сеанса. В этот период великий писатель увлекся проповедничеством, предполагается, что на коленях у Льва Николаевича Толстого лежит Евангелие.

Портрет красной баронессы

Портрет баронессы В.И. Икскуль..." относится к числу наиболее утонченных, аристократичных работ Репина.

 

Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильденбанд, светская дама и писательница, к 1889 году успела оставить первого мужа и выйти замуж за русского посла в Италии.

Когда Икскули вернулись в Петербург, она открыла литературно-художественный салон. Портрет, написанный Репиным, первоначально назывался "Дама в красном платье", поэтому при дворе Варвару Ивановну прозвали "красной баронессой". Пос­ле революции, в 1920-м, она бежала из СССР, нелегально перейдя границу.

Светлое начало печальной истории

Портрет Н.Б. Нордман-Северовой, гражданской жены Репина, напоминает работы импрессионистов - это одна из самых светлых, самых радостных его работ.

Наталья Борисовна Нордман сумела сделать Репина счастливым, "Пенаты" были ее домом - Репин записал усадьбу на имя своей гражданской жены, и Нордман обустроила дом и парк по своему вкусу. Конец их истории был трагичен, в доме о Наталье Борисовне не говорили.