Объемы реализации легковушек в 2018 году превзошли ожидания экспертов

Согласно исследованию PwC, в прошлом году продажи новых легковых автомобилей в России достигли 1669 тысяч единиц, увеличившись на 13 процентов вопреки прогнозам о пятипроцентном росте.
iStock

В 2017 году, напомним, было продано 1475 тысяч легковушек. Таким образом, этот сегмент опередил коммерческий по темпам роста, хотя, безусловно, легковые автомобили, используемые в такси или каршеринге, также можно смело отнести к коммерческим.

По словам директора автомобильной практики PwC в России Виктории Синичкиной, продажи у российских производителей выросли на 14 процентов, чему способствовал рост спроса на Lada, и в частности на модели Vesta, Largus и Granta. Правда, UAZ продемонстрировал обратную динамику (минус 3 процента) и сократил свою долю на рынке до 1,2 процента.

Прирост продаж иномарок российской сборки оказался выше среднеотраслевого уровня - 15 процентов. Продажи привозных иномарок из-за ухудшившейся макроэкономической ситуации и ослабления национальной валюты выросли лишь на 6 процентов. При этом в денежном выражении рынок продемонстрировал прирост в рублевях и в долларах, при этом в рублях - больше (21 процент против 12) опять-таки из-за ослабления рубля и роста средней стоимости новых авто в сравнении с 2017 годом.

Легковые автомобили, используемые в такси или каршеринге, можно смело отнести к коммерческим

На вторичном рынке объем продаж поднялся на 2 процента и составил 5,4 миллиона штук. В основном сделки ведутся между физическими лицами, хотя доля дилеров в продажах увеличилась с 3 процентов в 2013 году до 13 в прошлом. Одним из факторов, оказывающих благоприятное влияние на выход рынка из тени, можно считать развитие сервисов по проверке истории автомобилей.

Согласно данным "Автостата" и НБКИ, в 2018 году количество проданных в кредит автомобилей превысило 800 тысяч и приблизилось к показателям 2014 года (823 тысячи). По прогнозам PwC, в нынешнем году объемы продаж новых легковушек могут колебаться от минус 2 до плюс 0,5 процента к 2018-му: все будет зависеть от макроэкономической конъюнктуры.

Замедлить рост продаж способны общий рост цен из-за повышения НДС, увеличение волатильности нацвалюты в случае введения новых санкций, повышение ставок утилизационного сбора, сокращение господдержки автопрома. При отсутствии внешних шоков, считают эксперты, продажи могут и вырасти.

Для сохранения инвестиционной привлекательности отрасли и во избежание заморозки новых проектов в 2016 году был предложен новый инвестиционный режим, предусматривающий предоставление налоговых льгот и снижение импортных пошлин в обмен на инвестиции и локализацию производства (специальный инвестиционный контракт). По состоянию на февраль 2019 года СпИКи подписали АвтоВАЗ-Renault-Nissan-Mitsubishi, Hyundai, Группа ГАЗ и Daimler по положениям СпИК 1.0. Сейчас обсуждается изменение законодательства в части механизма СпИК (СпИК 2.0), которое должно вступить в силу уже в этом году.