19.03.2019 20:42
Поделиться

В Казани поставили экспериментальный спектакль без слов

Театры столицы Татарстана порой критикуют за излишний консерватизм, но на местной сцене появляются и современные экспериментальные спектакли.

Я отправился на один из таких - под названием "Из глубины... Художник Винсент Ван Гог". Актеры на протяжении всего действия молчат, зато оживают полотна великого живописца. Жанр постановки определен как "живые картины" в одном действии. Главный режиссер ТЮЗа Туфан Имамутдинов перед спектаклем объясняет публике, что за основу взят ранний малоизвестный период творчества Ван Гога. Для него характерны темные и серые тона.

Постановка решена в стиле танца буто, который зародился в Японии в 60-х годах XX века как некая рефлексия на страшные события, которые происходили в стране. Почему именно буто? Хотя бы потому, что сам Ван Гог очень любил японскую гравюру. А во-вторых, танец буто исследует именно темную сторону человека и пытается через движение вывести его в свет.

Итак, сцена здесь, по сути, превращена в огромный холст. Поначалу он пуст - только черный фон. Но вот в правом верхнем углу появляется медный диск солнца, а в левом нижнем - полуобнаженный человек, лежащий на земле. Он начинает изгибаться, потом двигаться в каком-то странном ритме. Движения его замедленны, мимики на лице почти нет. Вступает хор. Он поет фрагменты из писем Ван Гога своему брату Тео. Его можно воспринимать как авторский закадровый текст. Или голос демиурга, находящегося за пределами своего творения.

 

Удивительным образом с музыкой (композитор - Эльмир Низамов) в мрачный спектакль словно проникают яркие цвета. Она тоже очень странная: то резкая и прерывистая, то плавная, напоминающая церковные песнопения.

Актеры на сцене медленно сменяют друг друга, выстраиваясь в различные композиции. В них угадываются работы Ван Гога: "Крестьянка вяжет снопы", "Пастушка", "Шахтеры, несущие мешки с углем". Впрочем, у режиссера нет цели с точностью скопировать то или иное полотно, устроив этакий аттракцион. Скорее, он пытается раздвинуть рамки картин, дать их персонажам больше свободы.

Пластика актеров завораживает, вводя в легкий транс. Спектакль оставляет светлое чувство.

Уже в гардеробе невольно подслушиваю беседу учениц художественной школы. Увлеченно обсуждают постановку.

- Я успела сделать несколько набросков, - вдруг сообщает одна из девушек. - Позы, конечно, очень сложные были у актеров, и света не хватало...

Что ж, казанскому ТЮЗу явно повезло с юными зрителями.