- Реализация проекта "Умный город" в Санкт-Петербурге происходит поэтапно, - рассказывает профессор архитектурно-строительного университета Павел Пегин. - На первом этапе реализовывались элементы проекта "умный дом". На втором этапе - "умный двор".
Этапы стартуют в разное время и фактически не имеют даты окончания. Так, в "умных домах" уже есть контроль доступа на дворовую территорию и в дом с функцией распознавания людей и машин; учет и контроль расхода воды, газа и электричества с автоматической передачей информации; датчики пожаро- и газобезопасности с функцией передачи информации в соответствующие службы.
В "умных дворах" работает единая комплексная система мониторинга, которая следит за ситуацией на дворовых территориях и оперативно реагирует в случае инцидентов.
Кроме этого, в городе используются некоторые элементы "умной стоянки" - информационное табло, отражающее реальное время прибытия, маршруты и типы городского транспорта, прибывающего на остановку.
А, например, "умная скамейка" станет не просто местом отдыха пешеходов, но и местом, где можно будет подзарядить смартфон, войти через Wi-Fi в интернет, узнать о ближайших достопримечательностях и даже согреться: климат-контроль обеспечит комфортную температуру для присевшего на нее человека.
В "умных кварталах" должны будут появиться и автоматизированные кабины для перемещения пешеходов через проезжую часть - это поспособствует их безопасности и одновременно поможет разгрузить город от пробок.
Планируется внедрение и "умного" общественного транспорта, и "умных" автономных датчиков контроля состояния конструкционных элементов домов, дорог, ограждений. Контроль за их состоянием и своевременная передача данных о температуре, влажности, деформационных подвижках позволит городу предупреждать ЧП.
Пассажиры городского транспорта уже знакомы с "умными табло" на остановках. Но в перспективе, говорят эксперты, правильнее будет говорить о создании "умного остановочного павильона". По своим функциям он аналогичен "умной скамейке", но, кроме названных функций, здесь на специальных дисплеях появится информация о прибывающем транспорте вплоть до наличия свободных сидячих мест, а также "тревожная кнопка" для вызова экстренных служб, система видеорегистрации "безопасный город" и наличие платежного терминала.
Приблизительную стоимость проекта "умный квартал" определить невозможно. Однако уже сейчас очевидно, что если "умные скамейки" могут появляться в нашем городе как единичные экземпляры, то, к примеру, "умные автобусы" смогут заработать только в совокупности с другим "умным" элементом - интеллектуальной транспортной системой (ИТС), которая устанавливается и работает в отдельном районе.
- Сотрудничество правительства Санкт-Петербурга с учеными и разработчиками продолжится, - подтвердил и врио губернатора Александр Беглов. - Мы будем совместно применять в городском хозяйстве самые современные технологии и совершенствовать систему видеонаблюдения.