Анализируя исполнение программы, эксперты пришли к выводу, что причины низких показателей в том, что не все муниципалитеты оказались готовы к ее исполнению. В администрациях не было подготовленных кадров, которые занимались бы вопросами благоустройства городской среды, качество написания технического задания оставляло желать лучшего, контракты на выполнение работ подписывались только в октябре-ноябре. Помимо этого, недобросовестные подрядчики срывали сроки или делали откровенную халтуру, спеша освоить бюджетные деньги.
Например, в Ялте в 2017 году подрядная организация, получив аванс, выполнила только часть укладки дорожного покрытия и исчезла в неизвестном направлении. На руководителей фирмы завели уголовные дела, а муниципалитет принял решение завершить работу за счет городского бюджета.
Опасения, что программа в Симферополе будет провалена, общественники высказывали еще год назад. Администрация тянула с тендерами. Чиновники, как обычно, обясняли это кадровыми перестановками и сменой руководства города.
В городе в 2018 году в программу благоустройства попали только три придомовые территории, в 2017 году их было 22. Уменьшение количества домов в администрации пояснили желанием сделать акцент на качестве. Но и с этим не задалось. Работу ни в одном из благоустраиваемых дворов в Симферополе на улицах Киевской, Светлой и Маршала Василевского не закончили в срок и качественно.
По словам члена комиссии по контролю за ходом реализации программы "Комфортная городская среда" при администрации Симферополя Игоря Ходатского, на улице Светлой, 29, до сегодняшнего дня работы по благоустройству не завершены. Договор с подрядчиком расторгается.
Проект предусматривал замену асфальтового покрытия, бордюров, плитки, освещения, создание зон отдыха, двух детских и одной спортивной площадки. Фактически асфальт уложен частично, с нарушением технологии и требует полной замены. Вопросы вызывает состояние плитки и части бордюров. Также местные жители недовольны кучей строительного мусора, оставленного подрядчиком. Сейчас администрация Симферополя решает, как и за чей счет завершить дело.
Есть вопросы к подрядчикам и администрации города и у жителей многоэтажки на улице Киевской, 153-А.
По словам председателя МКД, члена общественной организации "Союз управдомов Крыма" Вячеслава Кондратьева, недоделки не критичные, но они есть. В частности, подрядчик не убрал за собой строительный мусор, тротуарную плитку не просыпали песком, некачественно установлен турник. Жители дома озвучили свои претензии администрации города, чиновники пообещали, что все изъяны устранят до 1 апреля.
По этой же программе в Симферополе в прошлом году проходил первый этап обустройства парка в поселке Грэсовский. И эти работы выполнены с дефектами. В частности, конструкции на детских площадках установлены с нарушением.
- Фактически все говорит о системной ошибке, а именно отсутствии специалистов по контролю за качеством благоустройства в городе. Естественно, что для эффективной работы необходим отдел благоустройства, в который бы входили архитектор, сметчик, урбанист и возможно иные специалисты. Чтобы отдел занимался не только программой, а всем благоустройством города. То есть следил за качеством реализации программ установки детских площадок, площадок ГТО, следил за качеством асфальтирования, - говорит Игорь Ходатский.
Координатор Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды в Крыму Олег Бышук считает, что с недобросовестными подрядчиками муниципалитеты должны расторгать контракт в судебном порядке, а после этого вносить его в реестр недобросовестных поставщиков, чтобы эти компании больше не могли выполнять работы за бюджетные деньги.
Вместе с тем в Крыму есть и положительные примеры реализации проекта - в Керчи, Саках, Евпатории, Красноперекопске. В этих городах благоустройство скверов и дворовых территорий выполнены без скандалов, качественно и в срок. •
Мушек Варданян, заместитель начальника управления благоустройства министерства ЖКХ РК:
- На итоги рейтинга повлияло, в том числе, и то, что в 2017 году не завершили благоустройство на некоторых объектах. В 2018 году получили замечания от ОНФ и минстроя РФ по дворовым территориям, благоустроенным в Симферополе, эти замечания устранены частично. В 2018 году не были завершены работы на восьми объектах.
Второй год подряд сталкиваемся с подрядными организациями, которые берут на себя обязательства и не выполняют. Здесь нет вины муниципалитетов, ведь отбор подрядчика проходит на конкурсной основе по ФЗ N 44.
Но хочется отметить, что в целом в Крыму много показательных объектов, сделанных качественно и вовремя. Три объекта поданы на всероссийский конкурс.
Есть предпосылки, чтобы в этом году показать лучшие результаты. Многие муниципалитеты уже вышли на торги. Некоторые планируют завершить благоустройство объектов уже к июлю.
P.S.
Цель программы "Формирование комфортной городской среды" - вовлечение граждан в благоустройство города и собственных дворов. Жители многоэтажных домов проводят общее собрание и определяют, что они хотят видеть на своей дворовой территории. Затем сметную документацию и дизайн-проект направляют в администрацию муниципального образования, специально созданная комиссия отбирает дома-участники.