По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), Екатеринбург занимает четвертое место в стране по объему рекламного рынка - 2,187 миллиарда рублей за прошлый год. Уступает он традиционно обеим столицам и с 2017 года Новосибирску, в том числе по сегменту наружной рекламы. Очевидно, что в сибирском мегаполисе сложились благоприятные условия для бизнеса: бюджеты "наружки" превосходят даже телевизионные (977 и 815 миллионов рублей в 2018-м), а установленный на 2019-й базовый тариф - всего 350 рублей за квадрат.
В Екатеринбурге в прошлом году рекламный рынок упал на семь процентов, бюджеты "наружки" сократились на 20. Что касается рекламы в целом, не все так печально, считают эксперты. Дело в том, что исследование АКАР учитывает только традиционные сегменты.
- На самом деле не рынок "худеет", а рекламные бюджеты уходят из офлайна в онлайн, - раскрывает карты руководитель комитета по исследованиям АКАР-Урал Сергей Балакирев.
Главными причинами падения наружного сегмента эксперты считают "зачистку" города к мундиалю (за первое полугодие 2018-го Екатеринбург избавился от 847 рекламных щитов) и демпинг "серых" компаний. По некоторым оценкам, сейчас нелегальных конструкций в городе как минимум столько же, сколько законных.
Нелегалы предлагают приятные цены - иногда в два раза ниже средних - и не имеют проблем с продажами. Бюрократическое оформление демонтажа незаконного билборда затягивается на квартал с лишком: пока найдут собственника, выпишут ему предписание "ликвидировать в течение 30 дней", а в случае невыполнения снос объекта включат в план-график… Затормозить процесс может и взятка чиновнику - один из таких "тормозов" сейчас объявлен в федеральный розыск. Словом, за несколько месяцев владелец незаконной конструкции не просто "отбивает" расходы на ее установку, но получает реальный доход, значительно превосходящий штраф.
Спору нет, упорядочить рынок необходимо, и одним из инструментов может выступить областная концепция оформления и размещения объектов наружной рекламы. По мысли разработчиков из регионального мингосимущества, ее реализация позволит преобразовать разрозненный рынок наружной рекламы в современную высокоэффективную и высокорентабельную отрасль.
Но многострадальный документ не могут довести до ума уже несколько лет. На днях при очередном обсуждении участники рекламного рынка указали на явные недостатки проекта. Если коротко, то вместо светлой перспективы, скажем, по применению динамических креативов и развитию цифрового инвентаря, документ невнятно перечисляет ограничения, во многом дублируя правила размещения рекламы: туда не ходи, там не устанавливай, - и возлагает на собственников рекламной конструкции ответственность за все, даже за действия вандалов.
- Концепция не должна содержать предписывающих норм - только направления развития, - уверена Анна Дубровина, руководитель Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей регионального отделения "Опоры России". - Вмешательство в содержание, условия и порядок эксплуатации наружной рекламы недопустимо, так как у министерства нет на это полномочий. Проект необходимо существенно переработать. Будет хуже, если ее примут в нынешнем виде и последуют обращения в прокуратуру, так как в документе усматривается ряд коррупциогенных факторов, и в УФАС - потому что концепция создает условия для противодействия свободной конкуренции.
Андрей Кашеваров, заместитель руководителя ФАС:
- Реклама является значимым индикатором развития экономики в стране. При этом одна из общих задач регуляторов и рекламодателей - не только защищать интересы потребителей, но и создавать и продвигать единые стандарты на рынке рекламы. Для определенного сегмента бизнеса наружная реклама - приоритетный способ продвижения своих товаров и услуг. Мы должны сохранить ее как необходимое и доступное средство коммуникации и конкуренции, в первую очередь для субъектов малого бизнеса.