Проблемы образования и человеческого потенциала в целом, так или иначе, сводятся к выбору из трех позиций - бюджетные расходы, спонсорство или инвестиции. Эти подходы дают совершенно разные результаты. Скажем, лет тридцать назад об образовании говорили преимущественно с позиции расходов: "Если я вам плачу, то вы должны дать мне диплом". Потом пошли разговоры о спонсорстве. И только в последние годы мы все больше видим отношение к образованию как к инвестиции - не только с точки зрения учебного заведения, но и с точки зрения потребителя. Я все чаще сталкиваюсь с другой постановкой вопроса: "Если я в вас инвестирую свое время (или деньги), то я должен получить адекватную отдачу в виде знаний".
Еще один аспект, который совершенно по-новому ставит проблемы образования, связан с термином "неопределенность". Мне кажется, мы недооцениваем технологические и гуманитарные изменения, которые происходят на наших глазах. Суть их в том, что мы все меньше знаем о том, что нам предстоит. И это, на мой взгляд, говорит о том, что наши профессиональные компетенции должны заменяться адаптивностью - способностью принимать лучшие решения из огромного числа возможных в условиях крайней неопределенности. Недавно в Алтайском филиале РАНХиГС прошла международная научно-практическая конференция "Стратегия развития управления в эпоху персонализации: от человеческого капитала к человеческому потенциалу". Студенты и преподаватели задавали мне один и тот же вопрос - о главной профессии будущего. В моем же понимании нужно просто быть успешным человеком в плане реализованности. А задача учебного заведения - подготовить такого человека. Это очень сложный вызов, и вуз должен создавать среду, при которой человек готов постоянно учиться.
Надо помнить о глобальности стоящих перед нами вызовов и рисках размывания человеческого капитала. Мы живем в условиях, когда мобилен капитал не только материальный, но и духовный. Еще лет сорок назад человек, желающий жить в развитой стране, должен был непосредственно участвовать в ее развитии. А сейчас издержки, связанные с эмиграцией, гораздо ниже, чем личные вложения, которые требует модернизация экономики своей страны. И человек стоит перед очень тяжелым выбором. Это серьезнейший вызов для нас - понять, что надо сделать, чтобы наши сограждане занимались модернизацией своей страны, а не ностальгировали по ней издалека.