Собравшиеся в Сибирском институте управления - филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) при президенте РФ - прежде всего отметили риски, которые угрожают реализации нацпроектов. Часть из них носит объективный характер и порождена самим устройством мировой и российской экономик, а часть лежит в сфере управления. Так, ведущий научный сотрудник Института экономической политики Алексей Ведев (в 2014-2017 годы работал заместителем министра экономического развития РФ. - прим. "РГ") в числе таких рисков назвал превышение темпов роста реальной заработной платы над производительностью труда. По мнению эксперта, высокая доля оплаты труда в стоимости конечной продукции снижает эффективность экономики и мешает выполнению поставленных задач.
- Это одна из характерных особенностей российской экономики последних пятнадцати лет. В 2017 году производительность труда выросла на 1,4 процента, а реальная зарплата - ровно в два раза больше, - отметил он.
Алексей Ведев указал также на возможные негативные последствия для российской экономики в случае падения цен на энергоносители и ослабления рубля. Тревожит эксперта и рост закредитованности населения.
- Если мы говорим о населении, то кризис плохих долгов практически неизбежен в ближайшие год-полтора. Но здесь я оптимистичен, потому что Центральный Банк в последние полгода разделяет эти риски.
С 1 января 2018 года по 1 января 2019-го доходы населения увеличились на четыре процента, а задолженность по банковским кредитам - на 24 процента. Доля доходов, идущих на обслуживание долга, системно растет, - заметил Алексей Ведев.
Заместитель министра экономразвития Новосибирской области Виталий Шовтак убежден, что без национальных проектов регионам не стоило бы ожидать такого объема финансовой помощи со стороны федерального бюджета. В качестве примера он привел "Стратегию социально-экономического развития Новосибирской области до 2030 года". Этот документ синхронизирован с национальными проектами. Новосибирская область участвует в двенадцати из них.
По данным Виталия Шовтака, стратегия предполагает софинансирование из средств федерального бюджета в объеме более 600 миллиардов рублей. Документ утвердило областное правительство. Реализация мероприятий стратегии, получившей название "Сибирское лидерство", позволит региону до 2030 года "занять лидирующие позиции в стране по привлекательности для жизни и ведения бизнеса с высоким качеством делового климата и возможностями для реализации потенциала человека". По прогнозам, уже в 2024 году численность населения Новосибирской области составит почти три миллиона человек (сегодня - 2,79 миллиона), и таким образом регион по этому показателю обгонит Красноярский край, в котором, как предполагается, будет проживать 2,935 миллиона человек (сейчас - 2,87 миллиона). В стратегии отмечено, что рост численности населения связан с реализацией социальной политики, направленной на улучшение демографических показателей - это повышение рождаемости, снижение показателей смертности, увеличение средней продолжительности жизни (до 77 лет к 2030 году), а также создание комфортных социально-бытовых условий проживания.
В свою очередь бюджеты регионов, на которые также ложится ответственность за выполнение мероприятий нацпроектов, могут столкнуться со снижением темпов роста доходов. Об этом предупредил старший научный сотрудник лаборатории бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин.
Пока финансовое состояние регионов выглядит в большинстве случаев неплохо. Например, в Новосибирской области рост доходов бюджета в 2018 году составил 16,1 процента по сравнению с 2017-м. А по итогам двух первых месяцев 2019 года он оказался еще выше - 22,6 процента (к результату января-февраля 2018-го). Но насколько долговременным окажется тренд? Как известно, бюджеты субъектов федерации формируются в основном (примерно на 70 процентов) за счет поступлений налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, акцизов и межбюджетных трансфертов. По прогнозу Александра Дерюгина, например, темпы роста НДФЛ в 2019 году неизбежно будут ниже, чем в 2018-м. Итоги двух первых месяцев нынешнего года это подтверждают.
Участники обсуждения предложили набор мер, которые, по их мнению, позволят сделать реализацию нацпроектов более эффективной. Одна из них - усиление взаимодействия федеральной власти с региональной. По мнению экономистов, именно в регионах быстрее поймут слабые места и найдут способы решения проблем. Прежде всего нужно четко понимать потребности регионов. Далее необходима постоянная сверка с федеральным уровнем.
- Я рекомендую обязательно привлекать региональных экспертов, представителей предпринимательских сообществ, деловых объединений для того, чтобы выстроить процесс управления развитием. Нужно находить более оптимальные варианты объединения рыночных и государственных механизмов, - отметил руководитель научного направления "Реальный сектор" Института экономической политики Георгий Идрисов.
Справка "РГ"
Гайдаровские чтения - регулярные научно-практические конференции по наиболее актуальным социально-экономическим вопросам развития регионов России и международного сотрудничества. Их цель - создание возможностей для плодотворного диалога между экспертами и выработки практических решений в области экономической политики.