Сегодня ряд руководителей компаний невозможно привлечь за некоторые коррупционные преступления, так как формально эти люди не являются должностными лицами и под "чиновничьи" статьи УК не попадают. Прежде всего речь о руководителях различных дочерних структур, созданных государственными компаниями.
Лица, занимающие высокие посты в дочерних структурах госкомпаний, не попадают под статьи Уголовного кодекса, наказывающие за злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог, халатность. А значит, предъявлять претензии к ним можно только как к обычным бизнесменам. Но ведь такие начальники наносят ущерб обществу и государству. А спрос с них - как с неумелых частников.
Более того, как обращают внимание правительственные эксперты, нередко на проворовавшихся руководителей дочерних структур никто не пишет заявление.
Есть такой правовой нюанс: если преступление в частной сфере, то должен быть пострадавший, и без его заявления дело не начнется. В данном случае пострадавшими являются материнские структуры: собственно госкомпании. А они порой не заинтересованы в широкой огласке. Поэтому даже если у правоохранителей будет достаточно материалов, они ничего не смогут сделать, чтобы защитить государственное по сути добро.
Предлагаемые поправки позволят обвинять проворовавшихся руководителей компаний с государственным участием, в том числе дочерних структур, в коррупционных преступлениях.
В ходе общественного обсуждения инициативы советник Федеральной палаты адвокатов Сергей Бородин высказывал мысль, что предлагаемые изменения давно назрели.
"Законодательная инициатива направлена на устранение правового пробела, - сказал он. - В настоящее время в Уголовном кодексе РФ содержатся две статьи, устанавливающие наказание за злоупотребление полномочиями, - ст. 201 УК РФ (устанавливает ответственность для лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческой или иной организации) и ст. 285 УК РФ (устанавливает ответственность для должностных лиц).
На практике имеются существенные сложности в квалификации таких деяний применительно к работникам хозяйственных обществ с государственным участием".
Статья 201, которая сейчас применяется к представителям дочерних структур, находится в главе 23 УК "Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях". Она распространяется на частные структуры, соответственно, подходы здесь мягче.
Статья 285 находится в главе 30 УК "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления". Она наказывает за коррупционные преступления, совершенные государственными людьми. Именно в этой главе находится, например, статья, карающая за получение взяток. В статье 285 перечислен круг лиц, на которых распространяется вся глава. В первую очередь, конечно, это государственные чиновники. Есть в списке и представители государственных компаний.
Подготовленные поправки расширяют перечень. Должностным лицом, которого могут обвинить в том числе во взятке, будут считаться помимо всех прочих ответственные лица хозяйственных обществ, в которых государство имеет возможность прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов. Или если государство вправе назначать более половины членов советов директоров.
Кстати, по данным Верховного суда России, за год по статье "Получение взятки" было осуждено 1,4 тысячи человек. 15 процентов из осужденных за получение взяток были представителями коммерческих и иных организаций.