Постпред США при НАТО Кейли Бэй Хатчинсон заявила, что на министерской встрече альянса в Вашингтоне, которая проходит 3-4 апреля, обсудят расширение военного присутствия в Черном море. "Пакет мер", который планирует принять альянс, включает в себя ведение более интенсивной разведки с воздуха, а также увеличение количества проходов кораблей НАТО. Этими действиями альянс хочет "гарантировать" украинским кораблям безопасный проход через Керченский пролив. В России уже отреагировали на этот демарш. Официальный представитель Кремля Дмитрий Песков сообщил, что в России негативно оценивают такие шаги. В МИД России пообещали, что если потребуется, то в ответ на действия альянса будут приняты дополнительные военно-технические меры.
Военные эксперты убеждены, что грозная риторика НАТО не более чем политические заявления. "Альянс сейчас празднует свое 70-летие. Конечно, без лозунгов о единстве блока и способности совместно противостоять "агрессивной" России они обойтись не могут, но реальное усиление военного присутствия НАТО маловероятно", - убежден эксперт Виктор Мураховский.
Для того чтобы усилить группировку, альянс должен нарушить конвенцию Монтрё о статусе черноморских проливов. Этот документ вводит ограничения по классу и тоннажу для кораблей нечерноморских держав. Возможно, в альянсе планируют увеличить количество учений в Черном море, чтобы усилить давление на Россию. Однако, как известно, у давления есть свои пределы.
Сейчас российская группировка в регионе усилена настолько, что позволяет без поддержки с материка вести весь спектр боевых действий, а береговые ракетные комплексы "Бал" и "Бастион" могут поражать надводные цели практически до Босфора. "Если говорить о ведении воздушной разведки, то НАТО и так осуществляет ее практически ежедневно. Самолеты радиолокационной разведки, тяжелые беспилотники, которые базируются в Сицилии, регулярно совершают облет наших границ. Если они попытаются нарушить границы, то будут сбиты, и в альянсе это понимают", - отметил Мураховский. Проход любых судов через Керченский пролив регулируется международными договорами. Требуется заранее заявить о прохождении пролива и указать технические характеристики судна.