То была не первая тяжелая утрата в составе советских подводных сил в мирное время. До этого при разных обстоятельствах погибли вместе с экипажами дизельные С-80 и К-129, в апреле 1970-го и в октябре 1986-го потеряны две атомные подлодки К-8 и К-219, причем последняя ушла на дно вместе с боекомплектом баллистических ракет в ядерном снаряжении и двумя реакторами. Но достоянием гласности эти трагедии стали лишь после гибели "Комсомольца".
Почему именно это трагическое происшествие, получившее широкую огласку, даже сегодня, спустя три десятилетия, рождает мистификации и вызывает острые споры между профессионалами? Отчасти потому, что у острова Медвежий в Норвежском море затонула из надводного положения уникальная субмарина - с возможностью погружения на 1000 метров.
Другой ответ - в материалах расследования Главной военной прокуратуры. Их суть спрессована в постановлении, которое вынесено в январе 1998 года, когда расследование приостановили - до возможного подъема АПЛ. Должностные лица, которым пришлись не по нраву объективные и доказательные выводы прокуратуры, на разных уровнях и разными способами пытались их дезавуировать.
Эти скрытые прощупывания и торпедные атаки со многих направлений велись пять лет. И 27 сентября 2002 года постановление ГВП - главный документ с итоговыми выводами по катастрофе К-278 "Комсомолец" - негласно отменили. Вместо него кулуарным способом вынесли новое - на четырех неполных листах, подготовленное одним человеком за одну неделю...
Как и кем это сделано, впервые рассказал генерал-лейтенант юстиции Борис Сергеевич Попов. Он много лет служил в Генеральной прокуратуре СССР, а в 1986-1990 годах занимал должность Главного военного прокурора. И даже сегодня, в свои 88 лет, старается отстаивать высокие этические и профессиональные стандарты в деятельности прокуратуры.