Константин Райкин поставил новую пьесу

Константин Райкин прежде редко обращался к современной российской драматургии. Исключение составила, пожалуй, только пронзительная пьеса Владимира Зайцева "Все оттенки голубого". Сочинение Даны Сидерос, написанное совсем недавно, судя по всему, тоже "задело" худрука "Сатирикона". И он стал одним из тех, "кого касается".
Пресс-служба театра "Сатирикон"

Российская поэтесса, драматург и иллюстратор Дана Сидерос стала известной после публикаций своих стихов интернете, а также побед на некоторых литературных конкурсах. Личность и имя автора до последнего времени были в определенной степени мистифицированы. Поэтесса Мария Викторовна Кустовская публиковалась под псевдонимом Дана Сидерос, не раскрывая своего настоящего имени и не появляясь на публике…

В ее новой пьесе в школьном классе появляются два не вполне адекватных (так кажется на первый взгляд) новичка. Они братья, один из них немой, другой, как выяснится позже, бывший слепой, которому сделали успешную операцию на глазах. Братья изобрели для общения друг с другом и окружающими особый язык, который поначалу вызывает неудовольствие и насмешки их вполне благополучных соучеников - детей высокопоставленных и обеспеченных родителей. И учебное заведение у них не простое - элитарное. Все его обитатели - представители поколения гаджетов, и такие атавистические предметы школьного быта, как бумага и ручка, на их стильных партах практически не появляются. Необычна их учительница словесности. Эффектная, ироничная, чуточку взнервленная, она пытается говорить с подростками на их языке и стремится изменить набившие оскомину отжившие формы обучения. О дальнейшем ты начинаешь догадываться: юные снобы непременно "заклюют" несчастных братьев, а потом возникнет непримиримый конфликт учеников и педагогов! Однако все произойдет не совсем так.

Артистам в спектакле явно далеко за двадцать, но своих 15-16-летних персонажей они играют так, что ты не сомневаешься: перед тобой подростки

Хотя конфликтов в этой пьесе немало: между детьми, между ними и учителями, да и между самими педагогами. Иногда кажется, что действие вот-вот дойдет до точки кипения, и взрыв неминуем. И твое сердце начинает бешено колотиться в ожидании чего-то ужасного. Но дело заканчивается лишь локальными пожарами: и в прямом, и в фигуральном смысле. И ты надеешься, что большой пожар минует этих взрослеющих детей, каждый из которых представляет собой своего рода архетип разных "подвидов" нынешнего племени младого незнакомого. Между тем, судя по всему, это племя хорошо знакомо и молодому драматургу, и уже зрелому режиссеру. Ты ощущаешь в них искреннее сочувствие к своим героям. И, уж простите за патетику, что-то, похожее на любовь. Да и сам проникаешься симпатией к этим ершистым девчонкам и парням.

Спектакль интересно решен изобразительно. Благодаря остроумной придумке Константина Райкина и художника Марфы Гудковой, эпизоды в мановение ока "перетекают" один в другой. Делается это силами самих же актеров, работающих на перестановках уверенно и слаженно. Художник по свету Анатолий Кузнецов декорирует разные сцены изумительными художественными коллажами: на стенах кабинета литературы возникают портреты великих писателей и плакаты с их изречениями, интерьер учительской украшается живописными полотнами на античные сюжеты, а в финале всю сцену озарит ослепительно голубое небо с белоснежными облаками.

Важная деталь: молодые, но вполне взрослые артисты, которым уже за двадцать с изрядным гаком, точно играют возраст своих 15-16-летних персонажей. И ты не сомневаешься, что перед тобой подростки. Все: и молодые, и взрослые играют превосходно - умно, задорно, очень эмоционально. Но нельзя не выделить Полину Райкину в роли учительницы русского языка Софьи Алексеевны. Яркая, взрывная, мятущаяся, непримиримая, порой брутальная - лишь немногие из эпитетов, которыми можно было бы характеризовать ее героиню. И черты эти сочетаются в ней с глубоко запрятанной в душе нежностью и любовью к своим не всегда "пушистым" питомцам. Блистательная, на редкость харизматичная актриса…

Недавно у замечательной поэтессы и прозаика из Красноярска Ларисы Подобай я прочитал такие строчки: "Как много страшного на Земле происходит от такого, казалось бы, пустячного недостатка, как отсутствие воображения. Ведь именно наличие воображения заставляет нас поставить себя на место другого, то есть увидеть в другом себя. Когда тебе это дано, ты умеешь прощать. Когда тебе это дано, ты умеешь жалеть. Когда тебе это дано, ты умеешь любить...". У Константина Райкина и его единомышленников это качество присутствует. Они умеют прощать, жалеть и любить.

На премьере "Всем кого касается" зрители это оценили. А многие, в том числе и автор этих строк, отчаянно колотили себя ладонью по груди, - приходите на спектакль и вы все поймете.

Театральное сочинение Константина Райкина похоже на него самого. Спектакль столь же стремителен как внешне, так и по своей сути: резок, колюч, эмоционален, непредсказуем, остроумен и… очень добр. Режиссер не дает зрителю ни секунды передыха, увлекая его в водоворот необычной истории, в которой сплелись драматические, тревожные, курьезные, а порой и очень смешные эпизоды. История, которая заканчивается гимном доброте и человеческому взаимопониманию. Тому, чего нам всем так не хватает.