Нацпроект "Образование" определил перспективы развития до 2024 года

Новый Национальный проект "Образование" определил перспективы развития важнейшей социальной системы до 2024 года.
РИА Новости www.ria.ru

Цель нацпроекта - обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности. Какие задачи в связи с этим стоят перед высшей школой и наукой, "РГ" рассказала заместитель министра науки и высшего образования Марина Боровская.

Марина Александровна, в стране задан вектор на создание цифровой экономики. Как в министерстве планируют решать проблему подготовки новых кадров для нее?

Марина Боровская: В Национальный проект "Образование" входит федеральный проект "Кадры для цифровой экономики". Он предусматривает увеличение числа специалистов в сфере информационных технологий, а значит, и обучающихся в вузах по этим направлениям. В первую очередь это касается таких укрупненных групп специальностей и направлений как "Математика и механика", "Компьютерные и информационные науки", "Информатика и вычислительная техника", "Информационная безопасность" и "Электроника, радиотехника и системы связи".

Насколько увеличатся контрольные цифры приема на эти направления?

Марина Боровская: В федеральном проекте только на 2020 год уже запланировано 60 тысяч мест. К 2024 году - к завершению нацпроекта - на программы высшего образования по этим направлениям должно ежегодно приниматься по 120 тысяч человек.

Но как быть со специалистами из других областей? Им тоже нужны новые навыки.

Меняются формы обучения, методы преподавания, появляются индивидуальные образовательные траектории, "треки"

Марина Боровская: Конечно, кроме "айтишников" нужно готовить и "пользователей" - тех, чья работа будет связана с использованием цифровых решений. Поэтому в рамках нацпроекта мы должны создать также 50 центров ускоренной подготовки специалистов. Вкладывая деньги в технологическое обновление системы, страна хочет получить и подготовленных пользователей, которые смогут пользоваться платформой "единого окна", онлайн-ресурсами, активно подключаться ко всем цифровым технологиям. Параллельно планируется создать пять международных научно-методических центров на базе вузов, которые будут заниматься отработкой новых методик и предоставлять удаленный доступ к ним для школ и вузов.

В Нацпроекте "Образование" поставлена задача - дать студентам возможности получать практические навыки работы  как можно раньше

Все чаще студенты выбирают в качестве дополнительных занятий онлайн-курсы. Только на платформе проекта "Современная цифровая образовательная среда" их зарегистрировано 1028. Не заменит ли виртуальное образование традиционные лекции?

Марина Боровская: Сегодня на различных онлайн-ресурсах обучается 770 тысяч человек. Цель к 2025-му году - 11 миллионов. Темпы очень высокие. Все платформы, которые сегодня работают, должны быть стандартизованы, может быть, необходим и единый каталог онлайн-курсов и мониторинг их востребованности. Если на курс записалось, допустим, 17 человек, он считается востребованным, так как прошел так называемую "точку безубыточности". Во всем мире сегодня интерес к онлайн-курсам быстро растет. Но это не значит, что они заменят традиционное обучение в стенах вуза. Это означает только одно: у студента повышается ответственность за знания, которые он сам для себя выбирает.

Но формат получения высшего образования уже поменялся: нет жестких рамок, учебный план стал более гибким.

Марина Боровская: Да, абитуриент, поступающий сегодня, например, в региональный вуз, может сразу получить доступ к ресурсам и сетевым программам ведущих мировых или российских университетов, через подключение к онлайн-платформе. Переход на новый технологический уклад для университетов - важная задача. Меняются формы обучения, методы преподавания, появляются индивидуальные образовательные траектории, "треки". Необходимо чтобы студент видел свою учебную программу не только в расписании лекций и зачетов, а целиком, понимая логику курсов, их последовательность. Чтобы каждый мог моделировать свое образование.

Поясните на примере, что это значит?

Марина Боровская: Если, например, в планах - работа в крупной корпорации в сфере IT, то индивидуальный образовательный трек должен состоять из углубленного изучения языков программирования и бизнес-моделей, по которым работает компания. Все тематические курсы студент может "собрать" и в своем университете, и через онлайн-курсы, и через сетевые программы. Или другой вариант: закончить бакалавриат одного вуза, а затем пойти в магистратуру другого университета на необходимую программу. Это тоже меняет индивидуальный "трек". По сути, у нас появляется конструктор образовательных программ. Пока такую возможность используют не более 8 процентов учащихся - этого мало.

Насколько активно сегодня вузы сотрудничают с бизнесом, привлекают ли компании к модернизации программ, к участию в образовательном процессе?

Марина Боровская: Здесь многое зависит от преподавателей, которые работают в университетах, от их готовности сотрудничать с индустриальными партнерами и привлекать к этому студентов. Ведь компании-партнеры смотрят в первую очередь на то, какой и откуда приходит практикант или стажер. И если ребята "нарасхват", то за одним предприятием в вуз придут и другие. Наша задача - дать студентам возможности получать практические навыки работы как можно раньше. Сегодня мы обсуждаем законопроект об организации практической деятельности на базе предприятий. Его суть в том, чтобы студент мог реализовывать проектную деятельность в интересах заказчика, индустриального партнера, укрепляя базовые навыки, но не оставляя учебу. Это будет на пользу всем. Бизнес будет видеть, кого он получит "на выходе", и, как правило, это будут уже готовые специалисты, которых не надо переучивать.

Бизнес будет видеть, кого он получит "на выходе", и это будут уже готовые специалисты, которых не надо переучивать

Среди приоритетных задач, которые поставлены в нацпроекте, определена и задача сделать российское высшее образование популярным во всем мире. Насколько она достижима? Как развивается экспорт высшего образования?

Марина Боровская: С 2013 года были введены показатели эффективности деятельности вузов. Среди них - доля иностранных студентов. В целом ряде университетов появились иностранные учащиеся, которые едут на конкретные образовательные программы. Это индекс мирового признания. Когда в майском указе президента появилась задача удвоить долю иностранных студентов, мы с удовлетворением констатировали, что у нас их - 210 тысяч, то есть 5 процентов. Задача удвоить эту цифру - достаточно жесткая целевая установка. Но, уверена, сегодня каждый профессор хочет получить мировое признание для своего вуза и готов продвигать его бренд. А делать это можно только за счет качества образования. В Россию сегодня едут учиться молодые люди более чем из 200 стран. В рамках нацпроекта мы предусматриваем для иностранных граждан, которые успешно проходят обучение, возможность работы в России для реализации накопленного потенциала.

Какие специальности пользуются особой популярностью у иностранных студентов?

Марина Боровская: Большой спрос на инженерные направления, на биотехнологии. Активно поступают на нефтегазовые специальности. И очень много желающих изучать филологию, лингвистику, русский язык. Это говорит о высоком интересе к нашей стране, о желании изучать и лучше понимать ее.