За сменяющими друг друга трендами не всегда успевает система образования. Вчерашние выпускники часто не обладают нужными навыками и компетенциями, зато ими обладают действующие сотрудники банка. Банку проще "вырастить" профессионала внутри, сразу погрузив новичка в реальный проект. О том, как работают программы наставничества, "РГ" рассказала директор по персоналу Московского кредитного банка Алена Ефремова.
Как вы в целом оцениваете ситуацию с кадрами сейчас?
Алена Ефремова: Опасения банковских работников в какой-то мере можно назвать оправданными. Изменение банковской сферы продолжается, и, безусловно, какая-то часть сотрудников высвобождается. Но не надо забывать, что оздоровление, изменение финансовой сферы длится уже более десяти лет. Большая часть банковских сотрудников за этот период так или иначе адаптировалась к изменениям и повышенным требованиям к профессионализму и деловым качествам персонала со стороны банков. Кто-то покинул отрасль и комфортно себя чувствует в иных секторах экономики, кто-то сходил за "периметр" и вернулся с новыми навыками и знаниями, кто-то продолжает учиться и расти в банковской сфере.
Безусловно, есть направления, которые особенно востребованы в банковской сфере, и это связано с ее глобальным изменением. Речь идет, в частности, о таких процессах, как закрытие отделений и перевод клиентов в дистанционные каналы обслуживания. Как следствие, растет спрос на специалистов по разработке ДБО. Уже не первый год большим спросом пользуются специалисты в области информационных технологий.
Сталкиваются ли банки с дефицитом персонала в целом или по конкретным позициям? И где ищут сотрудников?
Алена Ефремова: Как я уже сказала, основной дефицит ощущается в ИТ-специалистах, а также риск-менеджерах. Технологическое обеспечение взаимодействия банка с клиентами - критически важный сегмент, в нем высокая конкуренция, поэтому мы стремимся привлекать к себе самых сильных ИТ-специалистов. Основные источники поиска новых сотрудников - интернет-сайты по поиску работы, интернет-сайт банка, социальные сети, рекомендации внутренних сотрудников и кандидатов. Прямой поиск мы используем, если речь идет о редких экспертных или руководящих позициях. Есть набор компетенций, которые мы хотели бы видеть в каждом сотруднике. Это результативность, клиентоцентричность, командность и инновационность. У нас есть все возможности для быстрой адаптации нового сотрудника и мощного роста внутренних кадров. Думаю, что именно сейчас, в период преобразований, профессионалам интересно приходить к нам на работу - как с точки зрения получения новых компетенций, так и с точки зрения удовлетворения профессиональных амбиций.
Почему у банков возникает необходимость в программах наставничества?
Алена Ефремова: В банковской сфере, как и во многих других, качество подготовки в вузах не всегда устраивает бизнес. Часто вчерашний выпускник не готов сразу приступить к решению реальных задач. Как показала практика работы со стажерами, на начальном этапе стажировки ребят пугает масштаб работы, они не могут правильно расставить приоритеты, не готовы брать на себя ответственность. Ведь одно дело -задача, неправильно решенная в тетради, и совсем другое - ошибочно рассчитанная модель инвестиционной сделки. Сразу решать серьезные бизнес-задачи без поддержки опытных наставников сложно. Они не только передают стажерам свои экспертные знания, но и развивают в них личные качества, которые приходят вместе с опытом работы.
Чему учат в программах наставничества - конкретным навыкам для конкретной должности или более широкому спектру умений?
Алена Ефремова: Наставничество в МКБ способствует формированию команды высококвалифицированных лояльных сотрудников, мотивированных на достижение более высоких результатов. Это один из самых эффективных инструментов адаптации новых сотрудников. А если рассматривать научное определение, то наставничество - это обучение практическим навыкам новых сотрудников прямо на рабочем месте опытным, авторитетным, высококвалифицированным сотрудником.
Наставникам данная программа помогает развить свои навыки управления, они пробуют реализовать себя в качестве руководителя, получают возможность увидеть новые пути решения типичных задач, получают более современные и свежие идеи от молодых специалистов, систематизируют имеющийся профессиональный опыт.
Как вы отбираете наставников?
Алена Ефремова: К процессу отбора мы подходим очень тщательно, обращая внимания на уровень подготовки будущих наставников и оценку результатов их труда. Каждого кандидата мы оцениваем по пяти критериям: наличие знаний и опыта работы, умение передавать знания, личное желание, влиятельность и ответственность.
Наставником может стать высококвалифицированный и опытный работник, и его задача - не только помочь новичкам изучить специфику работы на практике, но и поддерживать их.
Какие программы наставничества есть в банке?
Алена Ефремова: В розничном блоке программа наставничества работает с 2012 года. Она дает возможность новым сотрудникам разобраться в информации и влиться в новый коллектив. За прошедшие семь лет было обучено около трех тысяч новых сотрудников.
Для упрощения первого периода работы на позиции наставника каждому выдается определенный набор документов, например, план работы со стажерами, форма для оценки стажера и т.д. Для развития навыков наставников на протяжении их работы используются инструменты обучения - дистанционные курсы, тренинги и индивидуальная работа совместно с бизнес-тренером МКБ.
Мы постоянно развиваем систему наставничества, чтобы дать возможность новым и действующим сотрудникам улучшать свои навыки и двигаться вперед. Для многих наставников участие в программе - возможность стать руководителем в ближайшей перспективе.
Есть ли программы для студентов, которые хотели бы получить опыт работы в банке?
Алена Ефремова: Такая программа стажировки была запущена в дирекции инвестиционного бизнеса МКБ весной 2018 года. Программа IB Universe дает студентам и выпускникам возможность получить практический опыт работы в подразделениях инвестиционного бизнеса по нескольким направлениям - торговые операции на рынках капитала, продажи инвестиционных продуктов, инвестиционно-банковские услуги, казначейство, Private Banking, информационные технологии.
Стажировка дает возможность студентам и выпускникам начать карьеру в инвестиционном бизнесе, получить опыт работы в команде профессионалов инвестиционного направления, применить на практике теоретические знания, полученные во время обучения, принять участие в тренингах и мастер-классах ведущих экспертов.
Также программа дает возможность руководителям подразделений и специалистам выступить в роли наставников - передать опыт, экспертизу, "вырастить" профессионала на рабочем месте, реализовать и развить свои лидерские качества и навыки управления.
Какие требования вы предъявляете к стажерам?
Алена Ефремова: Программа IB Universe рассчитана на выпускников и студентов 4-5-х курсов, студентов магистратуры по финансовым, экономическим, математическим, юридическим и техническим специальностям. Кандидат должен знать предметную область (финансовые рынки, экономический анализ, банковский бизнес и др.), английский язык на уровне не ниже Advanced, обладать развитыми аналитическими навыками и навыками эффективной коммуникации. Он должен уметь работать в режиме многозадачности, иметь высокий уровень самоорганизации, мотивации и личной инициативы.
И сколько человек проходят такой отбор?
Алена Ефремова: В 2018 году было подано 120 заявок на участие в программе IB Universe. Студенты ведущих профильных вузов прошли серьезный этап отбора, который включал тестирование, бизнес-игру по инвестиционно-банковской тематике и панельные интервью с руководителями бизнес-подразделений. В результате отбора летом 2018 года на стажировку были приняты шесть стажеров-аналитиков в инвестиционный департамент, управление инвестиционного анализа, Private Banking, казначейство, управление информационных технологий инвестиционного бизнеса.