Но так было далеко не всегда. Систему образования изменили энтузиасты.
Напротив умывальника на стене приклеен силуэт синего дельфина с каплей над головой. Крошечный Игорек, тщательно завинчивая кран, объясняет:
- Дельфинчику нужна вода.
До появления программы "Детство без границ" в детсаду N 3 города Усть-Лабинска не знали, что есть такая вещь, как "кайдзен", и красить стены коридора можно не каждый год: достаточно приклеить к полу на расстоянии 15 см от стены тонкую полоску - идущие интуитивно от нее отодвигаются.
- Бережливые технологии просто так невозможно внедрить: необходимо, чтобы их принял весь коллектив, - рассказывает директор "Образовательного холдинга "Детство без границ" Людмила Амзаева.
Перед "холдингом" написано привычное "Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная образовательная школа". Но фактически это обычный муниципальный сад с "кайдзен", кабинетом робототехники, столами для рисования песком, театром "Камишибай" и маленькими уголками в игровых комнатах, отгороженных занавесками.
"Детство без границ" начиналось так: Людмила Амзаева, узнав, что на хуторе Октябрьском закрывают детсад, организовала "Мобильную педагогическую помощь": в свободное время они занимались с детьми. Вскоре вышли на московскую школу N 2086, где разработана прогрессивная программа "Школа Нового поколения".
Их поддержал Фонд "Вольное Дело", основанный Олегом Дерипаской, который несколько лет назад инициировал проект "Школа Нового Поколения". Педагоги прошли стажировку, потом научили коллег в районе. Три детсада и одну начальную школу объединили в холдинг "Детство без границ", и теперь в Усть-Лабинск за опытом отправляются специалисты из Адыгеи, Свердловской области и Ханты-Мансийска. Всем интересно, как растить людей будущего. Даже из Росатома приезжали: их заинтересовала программа "Бережливые технологии".
- Задача детского сада заключается в том, чтобы к школе у ребенка были сформированы все навыки самообслуживания: он мог одеваться, убирать за собой, выполнять несложную работу по дому, - говорит Амзаева. - Используя бережливые технологии, стараемся, чтобы заложенные зерна проросли рациональным отношением к миру, желанием постоянно улучшать его и свою жизнь. Вы не поверите, но это работает! Наши дети меняют мировоззрение своих родителей. Взрослые рассказывают, что приходится, например, по их требованию экономить воду.
В школах Усть-Лабинска подтверждают: выпускники "Детства без границ" отличаются от своих сверстников. Инициативность и отсутствие страха совершить ошибку витают над ними как пчелы над яркими кубанскими подсолнечниками.
Им есть где "цвести": с 2008-го года в районе многие учебные заведения присоединились к проекту.
"Создание и распространение качественно новой культуры "Школы Нового Поколения" (ШНП) как самообучающейся организации, объединяющей учеников и педагогов, готовых учиться всю жизнь, умеющих решать нестандартные задачи", - говорится в описании целей проекта, на поддержание которого за 15 лет фонд "Вольное Дело" потратил более 160 миллионов рублей.
По программам ШНП дети учатся в 32 школах в 12 регионах России. Итоги последней аттестационной кампании в Усть-Лабинске таковы: шесть 100-балльников. Из 12 предметов, которые выпускники сдавали в форме ЕГЭ, по семи районные результаты оказались выше краевых. Не случайно управлению образованием района был присвоен статус краевой инновационной площадки с 2015 по 2018 год.
- Сейчас рейтингование не проводится, но мы подсчитываем, конечно, - рассказывает начальник управления Наталья Тимонина. - С тех пор как стали работать по программам "Школы Нового Поколения", качество подготовки выпускников повысилось. Мы не ставим задачу, чтобы все выпускники были 100-балльниками. Отличник может окончить престижный вуз и не найти себя в жизни. Важно, чтобы ребенок выбрал профессию по душе, в которой смог бы реализоваться.
Лучше всего такие стремления иллюстрируются статистикой первой в стране "Агрошколы" (одно из направлений ШНП), которая знакомит детей с азами технологий агропромышленного комплекса. Углубленное изучение математики, физики, химии и биологии в классах ведется в комплексе с внешкольными занятиями на землях агрообъединения "Кубань".
Вместо экзамена каждый год - летний лагерь "Агрошколы" и осенне-весенние каникулярные смены детского лагеря "Тополек". Там ученики, разбившись на команды, "строят" сахарные и комбикормовые заводы, "открывают" птицефабрики и банки, которые эти предприятия "кредитуют".
"Участники первого и второго патруля были на оросительных системах Агрообъединения "Кубань". Маршрут начался у реки Кубань, откуда идет забор воды в систему полива. С удивлением дети узнали, что вода по 50-сантиметровым в диаметре трубам перекачивается на шесть с лишним километров, - сообщает последние известия с полей "Агрошколы" ее газета "Агроновости". - Следующая остановка - поле, где находятся работающие в автоматическом режиме огромные поливальные машины. За 94 часа они проходят все поле, а оно немаленькое, около 100 гектаров".
- Когда только агроклассы открылись, далеко не все туда хотели пойти. Мне кажется, это очень зависит от родителей, - рассказывает редактор газеты 11-классник школы N 3 Олег Слепов. - Мало кто у нас хотел тогда видеть сво-их детей в сельском хозяйстве. Все мечтали о юристах и экономистах. Сейчас 70-80 процентов старшеклассников посещают "Агрошколу".
А еще в рамках ШНП работают "Школа тайн и открытий", "Школа инженерной культуры", "Школа бережливого мышления" И "Школа реальных дел". И все ради одной цели - научить ребенка думать, мечтать, строить планы, преодолевать трудности и гордиться успехами.
- Тот провал, в который попало образование в 90-х, невозможно исправить никакими компьютерами, интерактивными досками, дорогим ремонтом школы. Куда важнее, кто работает, как преподает. Страна обязана всемерно поддерживать школу, ведь это залог выживания в современном мире, - уверена Тамара Румянцева, генеральный директор Фонда "Вольное дело - Юг". - Уже 20 лет назад было очевидно, что новому времени необходимы люди иного склада: по-другому мыслящие, инициативные, готовые к любым вызовам. Креативные, коммуникабельные, мотивированные на постоянную учебу. Нельзя сказать, что система образования приняла этот вызов. Последствия той нерешительности придется переживать еще долго, нехватка квалифицированных профессионалов ощущается сейчас буквально во всех отраслях. Именно поэтому Фонд "Вольное Дело" с самого начала уделял столько внимания образовательным проектам. Успехи Усть-Лабинского района лишь подтверждают: главное, что сейчас может сделать бизнес для России, - это инвестировать в ее человеческий потенциал.
В школе N 6 - громкое событие во всех смыслах этого слова: Агрообъединение "Кубань" попросило "агрошкольников" помочь защитить элеваторы от голубей. Прежние уловки - крики хищных птиц - не помогают. А ребята решили, что нужен "хищник", который бы имитировал взмахи крыльев. И соорудили его... на базе мотора от старого шуруповерта. Правдоподобный корпус слепили из пластика, на легкие движущиеся каркасы натянули "крылья" из брезента.
- Самая большая шестеренка делает клином передачу на крылья. Когда клин поднимается, он задевает крепеж крыльев, тем самым их приподнимая, - рассказывает изобретатель из шестого класса Тимур Запорожский.
Обошелся механический беркут в две тысячи рублей.
Усть-лабинские школьники регулярно привозят награды с конкурсов JuniorSkills. Глава Усть-Лабинска Сергей Выскубов мечтает, что так будет всегда.
- Надо сделать так, чтобы они возвращались после окончания университетов, работали здесь, строили дома, заводили семьи. Да, уровень образования в районе и городе поднят на достойную высоту, но это не результат, это вызов, - говорит он. - Необходимы новые рабочие места, социальная инфраструктура, сохранение экологии.
Впереди у Усть-Лабинска - открытие лицея, идея создания которого также принадлежит Олегу Дерипаске, его также строит фонд поддержки социальных инициатив "Вольное Дело".
Стали известны итоги состоявшегося в Москве ХI Всероссийского технологического фестиваля PROFEST ("РобоФест"), который провел Фонд поддержки социальных инноваций "Вольное Дело". Победу в общекомандном зачете одержал коллектив из Москвы, на втором месте - сборная Краснодарского края, на третьем - Свердловской области. Всего в фестивале приняли участие 5000 школьников и студентов из 70 регионов.