В структуре жалоб умная электроника потеснила даже коммуналку, которая долгие годы удерживала первенство.
- Наибольший удельный вес - около 30 процентов - в 2018 году имели жалобы на нарушения в сфере торговли, и продажа сложной техники занимает около 65-70 процентов в их структуре, - отмечает начальник отдела свердловского управления Роспотребнадзора Татьяна Шулешова. - Это связано в первую очередь с развитием рынка дистанционных продаж.
Потребители жалуются на несвоевременную доставку или подмену модели, отсутствие на сайте информации о возврате, о самой продукции, о сервисных центрах. Покупателям без их согласия наклеивают на аппарат пленку, устанавливают приложения, оформляют страховки... За год надзорный орган составил 36 протоколов о нарушениях, выписал штрафов на 805 тысяч рублей, девять дел ушли в суды - и там требования удовлетворили. В число нарушителей попали крупные торговые сети.
- Бывают случаи, когда покупатели интернет-магазинов не знают, к кому обращаться, так как продавцы находятся за пределами региона. При возврате проблемного товара потребителя часто вынуждают оплатить обратную доставку, что незаконно. Или вообще отказывают в принятии товара, утверждая, что он не подлежит возврату, например, это касается мобильных телефонов, - перечислила наиболее частые нарушения интернет-торговли Ирина Короленко, начальник областного консультационного центра потребителей.
Она подчеркивает: по закону интернет-покупатель в течение семи дней может вернуть даже исправный товар, если он не соответствует заявленным характеристикам. Многие об этом не знают, и недобросовестные продавцы пользуются неосведомленностью граждан. Для их просвещения областной Роспотребнадзор разместил на своем сайте "уроки" по покупке, обмену и возврату электронных устройств.